Роль руководителя в процессе инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что представляет собой современная преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации………………………………………………………………………..5
1.1 Основные понятия инновационного менеджмента…………………………6
1.2 Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка……………………………………………………………………………...11
1.3 Этапы принятия стратегических решений…………………………………14
Глава 2. Роль руководителя в процессе инноваций ……………………...….17
2.1 Руководитель - инноватор…………..……………………………...………17
2.2 Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации……………….21
Заключение…...…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

Готовый курсяк.docx

— 58.68 Кб (Скачать)

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.

Простой внутриорганизационный  инновационный процесс предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный  процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию  потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум  два хозяйствующих субъекта: производитель  и потребитель нововведения. Если новшество — технологический  процесс, его производитель и  потребитель могут совмещаться  в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс  переходит в товарный за две фазы: 

  • создание новшества и его распространение; 
  • диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями.

    1. Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка

Общая стратегическая ориентация предприятия оказывает непосредственное влияние на формирование инновационной  стратегии. Система инновационных  стратегий должна учитывать различные  варианты инновационной деятельности предприятия и факторы, которые  оказывают на нее влияние.

Основной целью стратегического  планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества, а основным методом — постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Понимая под инновационной  стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные.

Первый вид стратегий, часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных стратегий можно выделить два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации. 

Если технология, воплощенная  в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства.

В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, тогда речь идет об имитационных стратегиях. 

Пассивные, или маркетинговые, инновационные стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества. Стратегия сегментации предполагает перманентный поиск новых рыночных сегментов или целых рынков, а также использование новых для рынка или фирмы методов охвата данных групп покупателей. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях, как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.

Использование той или  иной стратегии на различных стадиях  разработки нового товара имеет ряд закономерностей. Так, на стадии генерирования идей предпочтительным видится использование стратегии «блокирования» доступа конкурентов к результатам исследований с целью обеспечения будущей монополии на новые научно-технические знания. На стадии разработки концепции товара и создания опытных образцов, напротив, многие компании стимулируют распространение новой технологии для формирования на ее основе отраслевых стандартов. На стадии внедрения результатов в производство новатор может как блокировать доступ потенциальных конкурентов на рынок, так и приступать к новому этапу инновационной деятельности с целью опережения конкурентов.

Таким образом, выбор комбинации инновационных конкурентных стратегий  зависит от следующих показателей:

  • типа инновации;
  • этапа создания нового продукта;
  • целей инновационной деятельности;
  • рыночных возможностей компании;
  • особенностей отрасли, в которой функционирует фирма;
  • важности временного фактора.

Крупные компании, использующие систему стратегического планирования инноваций, имеют возможность постоянного осуществления инновационной деятельности по определенной схеме (или стратегии). По современным международным стандартам инновации являются постоянными при их осуществлении, как минимум, раз в 1-3 года. Кроме того, для крупных компаний свойственно использование сочетания нескольких стратегических линий, что обеспечивает высокую мобильность и эффективность инноваций.

Современное стратегическое планирование инноваций охватывает период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

Система стратегического  планирования охватывает:

  • анализ рынка;
  • постановку целей;
  • разработку альтернативных стратегий;
  • составление стратегического плана.

При разработке стратегии  достижения целей фирма опирается  на изучение шансов, опасностей и возможных  вариантов развития (SWOT-анализ), а  также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка.

Результаты всестороннего  анализа показывают направления  расширения ассортимента, параметры необходимых усовершенствований, номенклатуру новых изделий и сроки их освоения. Эти общие выводы детализируются с привлечением конструкторов, производственников, технологов, маркетологов.

1.3 Этапы принятия стратегических решений.

Организация процесса освоения нововведения и предварительного расчета  возможной его эффективности  требует не только плана соответствующих  работ, но и комплексного учета ожидаемой  рыночной конъюнктуры, прогнозируемой прибыли с учетом имеющихся на фирме ресурсов, источников финансирования, возможностей риска, а также наиболее целесообразных методов управления. Исходя из этих положений, последовательный процесс принятия стратегических инновационных решений имеет ряд этапов.  

На первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и возможное определение рыночных окон, изучение макросреды компании, анализ практики торговли и коммерческих норм поведения, изучение законодательной базы.

На втором этапе определяются собственные возможности компании и выявляются рамки использования той или иной инновационной стратегии.

На третьем этапе в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а также их корригированию с информацией, полученной на первом этапе процесса принятия решений.

На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту (экономических, политических, технических.). Довольно часто к работе привлекаются консультационные фирмы. При принятии решения по внедрению новой продукции пользуются услугами консалтинговых фирм, несмотря на то, что стоимость такого рода услуг дорогая. Это объясняется тем, что у консалтинговых фирм имеются обширные базы данных альтернативных проектов, кроме того, при решении потенциальными кредиторами вопросов финансирования проекта большую роль играют имя и известность фирмы, консультирующей проект.

Организация принятия решения  — шестой этап, на котором происходит:

  • конкретизация заключений и выводов, сформулированных на высшем уровне руководства;
  • доведение положений решения до всех уровней управления;
  • распределение функций;
  • делегирование полномочий нижестоящим руководителям.

Для этого формируется  определенная инновационная структура  в виде проектно-целевых групп, координационных  центров по разработке новых продуктов, венчурных подразделений. Во многом данный этап зависит от умения руководителей создавать инновационный климат на фирме, нейтрализовать возможное внутреннее и внешнее сопротивление и мотивировать всех внутрифирменных субъектов к достижению намеченного результата.

 

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В  ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИЙ

2.1 Руководитель - инноватор

Руководитель компании является центральным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса. Его деятельность затрагивает все  этапы инновационного менеджмента, начиная с разработки инновационной идеи и планирования до осуществления контроля над ходом внедрения инноваций. Именно поэтому в современных условиях претерпевает значительные изменения система требований, предъявляемых к менеджерам всех звеньев управления и, особенно, к руководителям высшего управленческого эшелона компаний.

В процессе инноваций руководство  компании осуществляет все функции, связанные с управлением: стратегическое и текущее планирование процесса нововведений, принятие решений относительно распределения функций и формирования проектно-целевых групп, проведение кадровой политики и создание инновационного климата на фирме. К оперативному управлению инновациями можно отнести осуществление контроля над ходом выполнения инновационных проектов, распределение финансовых ресурсов, утверждение бюджета инновационной деятельности и своевременную корректировку планов.

Одним из основных условий  эффективности деятельности компании и ее инновативности является «эффективность» самих руководителей.

Безусловно, для проведения серьезной перестройки всей деятельности компании руководителю необходимо обладать такими личными характеристиками, как самоуверенность, способность убеждения и интеллигентность. Ключевыми чертами также являются профессионализм и опыт.

Руководить компанией  в современных условиях означает, прежде всего, рисковать, а значит, и  нести повышенную ответственность  за результаты деятельности. Следовательно, для привлечения руководителей нового типа необходимо создать соответствующие условия, в частности адекватное материальное стимулирование.

До начала 1990-х гг. американские концептуалисты инновационного менеджмента  четко придерживались единой классификации  высшего управления на авторитарное и либеральное. Авторитарный тип руководства был оправдан там, где принимаемые решения просты и необходим строжайший контроль над их выполнением. Но там, где решения требуют комплексного подхода и творческой инициативы, необходим руководитель - либерал.

Такое разделение, скорее всего, условно, так как практика показывает, что в различных ситуациях  один и тот же руководитель вынужден быть и либералом, и консерватором, и диктатором, и демократом.

Исследования инновационной  деятельности компаний позволяют сделать  вывод о том, что при всем единстве выполняемых руководителем компании функций имеются определенные различия в требованиях к высшему руководству и характере управления в целом, в зависимости от приоритетов в выборе инновационных стратегий.

Информация о работе Роль руководителя в процессе инновации