Роль отца и матери в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.

Файлы: 1 файл

доклад. гендерная психология.docx

— 105.83 Кб (Скачать)

   Игры  матери и отца с ребенком имеют  различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая  ухаживает за ребенком и дает ему  чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего  пространства, собственного тела, что  является важным условием интеллектуального  развития ребенка [7].

   Отцы, у которых установились сильные  эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к  изменяющимся потребностям и интересам  своих взрослеющих детей. В целом  такие отцы имеют большее влияние  на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения [18].

   При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано [1], что  авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное  влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное.

   Таким образом, влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны  матери. Это связано с теми социально-культурными  ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка [36].

   Исторически формирование института отцовства  связывают с возникновением частной  собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним  из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция  обеспечения женщин и детей. Поскольку  родительское поведение мужчины  является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть, в отличие от роли матери, основанной на материнском инстинкте. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец [48].

   Наиболее  распространенной моделью отцовства  до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и  непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

   В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным  пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в  воспитании детей». Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе [1].

   Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко  возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело  к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца  семьи, то теперь во многих семьях эту  роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами  на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все  больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает  вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций [1].

   Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком [6].

   Появление современной модели отцовства связывают  с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и  обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки  зрения психологов успешное отцовство  характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен [58].   

   1.3. Влияние отца на формирование  личности ребенка  

   Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами  как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных  отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о  том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери [35].

   Результаты  современных психологических исследований говорят о значительном влиянии  отца на развитие ребенка. Рождение ребенка  является вехой в развитии семьи  и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального  пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [7].

   Многие  исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях [26].

   Взаимодействие  с отцом положительно влияет на когнитивное  развитие детей. Однако, прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [7].

   Обследование  более 20 тыс. американских семей [6] показало, что дети, чьи отцы вовлечены в  процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

   Психологами получены данные, свидетельствующие  о том, что у детей, растущих без  отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей  и уровнем сложности отцовской  профессии [7].

   Кроме того установлено, что отец играет важнейшую  роль в усвоении детьми моральных  норм [33,34]. Родители через слова и  поведение выражают свое отношение  к определенным событиям или поступкам  людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную  оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

   Главными  факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

   1. Страх потери любви родителей  [51],

   2. Идентификация с родителем [55],

   3. Развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий [7].

   Особую  роль отцов в воспитании детей  связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных  норм и социальных ролей, и отец в  этом случае особенно необходим мальчику. На это указывал еще З. Фрейд [54] описывая Эдипов комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в  формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в  формировании дочерей и в формировании сыновей.

   Эдиповым  комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек З. Фрейд  назвал либидонозную привязанность к родителям противоположного пола, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх [55].

   Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса  совершается в конце этой фаллической  стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает  мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

   Именно  поэтому преодоление Эдипова  комплекса играет важную роль в психическом  развитии ребенка. А роль отца в на данном этапе развития оказывается значительной, поскольку именно в сфере отношений с отцом разворачиваются основные напряженные лини формирования структур личности.

   Идеи  З.Фрейда получили свое развитие в рамках психоаналитической педагогики. В рамках данного направления рассматриваются  процессы формирования самосознания и  влияние на них особенностей взаимодействия с родителями. Исследователями особо  подчеркивается роль отца в формировании личности ребенка, его идентификации. Однако указывается, что эта роль неравнозначна на разных этапах развития и по отношению к детям разного пола [51].

   При нормальных условиях отец значительно  влияет на половую идентификацию  ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон [25], пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих  сыновей. Недостаточный опыт общения  с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет  формирование отцовских чувств у  мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

   Любовь  отца условна, что является важнейшим  фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

   З.Фрейд  отмечал, что взаимоотношения с  отцом влияют на формирование половой  идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются [23]:

   1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);

   2. Забота отца (желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной полоролевой идентичности.

   Взаимоотношения девочки с отцом оказывают  влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные  контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной  адаптации, кроме того, отец может  влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру [20].

   Любовь  отца дает девочке уверенность в  своей женской привлекательности  и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность  в себе. Недостаточная же эмоциональная  отзывчивость отцов порождает у  девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания [20].

   У ребенка на примере взаимоотношений  с отца и матери формируется представление  о том, что такое семья. Они  узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

   Психиатр  Р.Кэмпбелл [20] отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца [32]. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [38].

Информация о работе Роль отца и матери в воспитании ребенка