Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:59, реферат
Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.
Таким образом, к концу младенчества
дети с уверенным типом
Сформированная в первые годы жизни
привязанность к близким является достаточно
устойчивой. Большинство детей демонстрируют
этот же тип привязанности в школьном
возрасте в контактах со сверстниками.
Во взрослой жизни в межличностных отношениях
также можно увидеть характерные черты
первичной привязанности. С определенной
долей условности можно говорить о видах
и качестве привязанности у взрослых.
Так, отношения, которые устанавливаются
с лицами противоположного пола, так же,
как и отношение к пожилым родителям, можно
определить как надежные, двойственные
и избегающие. Для первого типа характерны
хорошие отношения между родителями и
взрослыми детьми, основанные на доверии,
понимании, помощи. При этом у детей отмечалась
надежная привязанность в первые годы
жизни. В случае второго типа дети вспоминают
о своих родителях, только когда те заболевают
- в раннем возрасте у них отмечалась двойственная,
аффективная привязанность. При третьем
типе (ненадежная привязанность избегающего
типа) взрослые дети почти не поддерживают
отношений с родителями и не вспоминают
о них.
Различие в качестве привязанности
оказывает влияние и на романтические
межличностные отношения
Кроме того, было показано, что стиль
привязанности, складывающийся в раннем
детстве, влияет на отношение человека
к работе. Взрослые с надежным стилем
привязанности и на работе чувствуют
себя уверенно, они не боятся сделать
ошибку и не позволяют, чтобы личные
отношения мешали работе. При тревожной
двойственной привязанности у людей
отмечаются большая зависимость
от похвалы, страх отвержения; они
допускают, чтобы личные отношения
сказывались на их деятельности. Избегающие
привязанности взрослые используют
работу, чтобы отстраниться от социальных
взаимодействий, и, даже когда в финансовом
отношении дела у них идут хорошо,
они менее удовлетворены своей
работой, чем люди с надежным уверенным
стилем привязанности.
В последнее время исследователи
выделяют еще один тип привязанности
- отвергающий эмоциональную
Несмотря на убедительные данные об
устойчивости стиля привязанности,
есть доказательства и того, что
в зависимости от жизненных обстоятельств
стиль может изменяться или быть смешанным:
один - в отношениях с мужчинами, другой
- с женщинами или один - для одних ситуаций,
другой - для других.
Как родители
влияют на образ Я ребенка
Помимо привязанности
в результате взаимодействия с близкими
людьми у младенца начинает постепенно
формироваться образ Я. Общение
с взрослыми - важный источник знаний
ребенка о себе. Что же именно
он о себе узнает? Прежде всего нечто
самое общее и важное: нужен он или не нужен
другим, любят его или нет. Для психического
развития ребенка очень важно положительное
переживание своей значимости для близких
людей. Отношение младенца к себе отражает
отношение к нему родных и близких. Родители,
называя ребенка по имени, ласково, нежно
разговаривая с ним, как бы авансом наделяют
его личность уникальной значимостью,
особой ценностью. Именно такие проявления
взрослого, адресованные малышу, культурно
обусловлены и передаются из поколения
в поколение. Они способствуют формированию
у ребенка положительного самоощущения,
помогают определить свою значимость
для других. Позитивное эмоциональное
самоощущение становится основой для
открытого, доверчивого отношения к миру.
Создавайте условия для развития образа
Я ребенка. Для этого предоставляйте ему
свободу выбора действий, игрушек, партнеров
по игре. Уважайте право малыша на собственное
мнение, проявления самостоятельности
и независимости.
Время от времени подводите ребенка к
зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте
по имени, показывайте различные части
лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки,
ноги, живот и пр.).
Для того чтобы узнать, сложились
ли у малыша первоосновы образа себя,
подведите его к зеркалу и
посмотрите, как он будет себя вести.
При позитивном отношении к себе
дети уже в конце первого года
жизни с удовольствием
С первых дней жизни следует относиться
к ребенку как к личности, а не просто «объекту
ухода». Это значит, что любое свое действие,
любую процедуру, производимую с младенцем
в различные режимные моменты (во время
пеленания, купания, кормления, укладывания
спать и т.д.), нужно сопровождать обращениями
к нему. При этом полезно комментировать
не только свои действия, но и действия
ребенка, как будто он все понимает и может
ответить. Речь взрослого должна быть
выразительной, максимально адресованной
малышу, включать в себя одобрения, относящиеся
к личности ребенка (например, хороший,
красивый, самый любимый и пр.), положительную
оценку его действий (молодец, всю кашку
съел; как хорошо маме улыбается; вот как
громко погремушкой стучит и пр.), чаще
называйте ребенка по имени.
В первые недели жизни младенец еще фактически
не является партнером по общению, но постоянный
поток воздействий, обращенных к нему,
создает привычку и вкус к ласке, теплым
словам и тем самым формирует потребность
в общении.
Совсем иная картина наблюдается
в поведении детей, когда близкие
мало интересуются ими, редко играют,
разговаривают, берут на руки. В некоторых
семьях, чаще у молодых родителей, ребенок
становится скорее объектом ухода, нежели
полноценным человеком, личностью. Вследствие
этого отношение ребенка к себе недостаточно
развито, не имеет яркой положительной
эмоциональной окрашенности. Глядя на
себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает
глаза, отворачивается, он как будто не
знает, чье там отражение. Иногда собственное
отражение вызывает даже отрицательные
эмоции: настороженность, тревогу, боязнь.
Поскольку близкие взрослые не практиковали
личностно-ориентированного общения,
не придавали ему особой значимости, то
и сам малыш недостаточно выделяет себя
из окружающего, менее отчетливо переживает
свое Я. Этим и объясняется отсутствие
интереса к своему отражению в зеркале,
а нередко и неприятие его.
Практикуя бережное, доброжелательное,
уважительное отношение к малышу,
родители и другие близкие люди укрепляют
его положительное
Социально-психологические модели отцовства
Согласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детенышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всем мире.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.
Итак, родительское поведение
мужчины является по своей сути социальным
и без соответствующих
Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».
Чтобы понять особенности
нынешних отцов, следует рассмотреть
изменения, происходящие с семьей в
обществе.
Изменения, связанные с семьей, наметились
еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая
и профессиональная занятость женщин.
Это привело к изменению их жизненных
стратегий и положения в семье. Если раньше
женщина социально и экономически зависела
от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь
во многих семьях ответственность за материальное
обеспечение семьи берут на себя женщины,
успешно конкурирующие с мужчинами на
производстве и в профессиональной карьере.
При этом женщины все больше времени проводят
вне семьи, и тогда перед супругами возникает
вопрос распределения не только домашних
обязанностей, но и воспитательных функций.
Новый взгляд на тендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались прежде всего в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они склонны возлагать на жен.
В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям
А. Адлера, роль отца в воспитании заключается
в поощрении активности, направленной
на развитие социальной компетентности.
Если мать предоставляет ребенку
возможность ощутить интимность
человеческой любви, то отец проторяет
ему путь к человеческому обществу.
Отец является для детей источником
познаний о мире, труде, технике, способствует
формированию социально полезных целей
и идеалов, профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота
обеспечивает возможность принятия, отцовская
же забота побуждает к отдаче. И то и другое
необходимо для развития личности».
Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».
И в самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец - не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить... А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».
Установка на отстраненность
часто становится источником непонимания,
недоверия, конфликтов в последующие
годы, вплоть до отрочества и юности.
Упущенные с самого начала, в раннем
детстве, первые контакты с малышом,
общение во время ухода за ним,
совместные прогулки, игры проявятся
впоследствии в трудностях взаимопонимания
между отцами и детьми, отсутствии
у ребенка доверия и