Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:59, реферат
Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» [28].
Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось в США на выборке, составившей 379 человек, ученые выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [7].
Было
установлено, что дети, которые близки
с отцом, обладают значительно более
высокой самооценкой и
Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками [13].
Известный отечественный психолог А.И. Захаров [19] характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
У
импульсивных, порывистых отцов, склонных
к неожиданным действиям
Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.
Исследования растущих без отца детей [6] показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более независимы и ведут более здоровый образ жизни [26].
Есть данные [7], что проблема безотцовщины среди молодого поколения стоит острее, чем раньше. Это связано с рождением детей вне брака и с разводами. До 39 % детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 г. показало, что половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать также, если находятся в местах лишения свободы. Кроме того, отцы могут проживать совместно с семьей, но эмоционально и физически отсутствовать. В полной семье 25 % детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 мин в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривает со своими родителями больше 10 мин подряд в течение месяца. Это не может не сказаться на их развитии: было установлено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце [6].
При
сравнении материнского и отцовского
стилей воспитания было показано, что
авторитарность отца оказывает, в основном,
положительное влияние на когнитивные
характеристики детей, тогда как
авторитарность матери - отрицательное.
По-сравнению с матерью
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки [40,44,58]. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту [35].
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку) [43].
Для нашей культуры не характерно внешнее проявление люби, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов [1].
В
наши дни любовь отца к ребенку
чаще всего выражается в покупке
дорогой игрушки. Но гораздо больше
даже самой привлекательной игрушки
ребенку нужны отцовское
Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой [1]. Многие отцы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания [41]. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить [3]. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта [15] А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [2].
Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.
Однако,
даже ругая и наказывая ребенка,
родители наносят его самовосприятию
меньший вред, чем проявляя к нему полное
безразличие. Безразличие, незаинтересованность
в ребенке приводят к деформации его образа
Я [53].
Родителями не рождаются,
а становятся. Каждый взрослый должен
заняться собственным воспитанием
и взращивать себя как мать или
отец.Ребенку, даже если он в этом и не
признается, хочется, чтобы у него были
и счастливые мама и папа.
Родители несут ответственность не только
за то, чтобы ребенок был накормлен, одет,
умел читать и писать, но и за ту психологическую
обстановку, в которой он развивается.
Ребенок хочет быть плодом любви мамы
и папы, ведь счастливые дети бывают только
у счастливых родителей.
Отец имеет важнейшее значение для развития
ребёнка с самого момента рождения!
Хотя чувство отцовства к мужчинам приходит
намного позже, чем чувство материнства
к женщинам. Отцы начинают в полноте чувствовать
свое отцовство часто тогда, когда дети
уже подросли. Есть утверждение, что пока
отцовские чувства не проснулись лучшее,
что может делать отец - это любить мать
своих детей. Исходя из отличий материнской
и отцовской любви, можем определять и
различные роли родителей для формирования
личности в ребенке. Сегодня выпуск посвящен
роли отца.
Отец в семье!
- Отец - это один из первых объектов, который
играет роль в ранней идентификации ребенка.
Именно отец помогает осознать новорожденному
его пол. Ты девочка! Ты мальчик!
- Папа для ребенка не просто родной человек,
а образец мужчины, символ мужественности,
мужского начала. Благодаря той символической
функции, которую он выполняет, отец помогает
малышу составить представления о себе
самом и об окружающих.
- Отцу присуща врождённая реакция в направлении
заботы о жене и детях и их защиты. Именно
новорожденный очень сильно влияет на
укрепление инстинкта защиты у мужчин.
- Роль отца представляет собой определённый
пример поведения, источник уверенности
и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины
и порядка.
- Отец - наиболее естественный источник
познания о мире, труде и технике. Он способствует
ориентировке на будущую профессию и создаёт
социально полезные цели и идеалы. Если
мать предоставляет ребенку возможность
ощутить интимность человеческой любви,
то отец проводит малыша по пути к человеческому
обществу.
- Отец может сформировать у ребёнка способность
к инициативе и противостоянию групповому
давлению. Чем больше ребёнок привязан
к матери (по сравнению с отцом), тем менее
активно он может противостоять агрессии
окружающих.
- Авторитарность отца оказывает на умственные
характеристики детей положительное влияние,
тогда как авторитарность матери - отрицательное.
- Отец меньше опекает детей, предоставляет
им больше самостоятельности, воспитывая
в ребёнке самодисциплину. Этим самым
отцы поощряют процесс отделения ребёнка
от матери и ускоряют адаптацию к социальным
условиям.
- Отец - единственный герой для ребенка,
который способен разогнать тени и спугнуть
любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает
страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ
и неуязвим, он может все в глазах ребенка.
Качества хорошего отца:
- отец должен быть доступным для малыша;
- иметь желание и терпение объяснять незнакомое
явление, предметы, опыт...
- уметь хвалить за исследование, успешное
действие;
- включенность в совместную деятельность
с ребенком;
- ответственность за материальное обеспечение
потребностей детей;
- осведомленность - всегда с интересом
и участием следить за ростом детей.
Отцовская душевная забота о ребенке -
это способность быстро, горячо и деятельно
откликаться на его эмоциональные потребности.
Выраженная любовь отца даёт ощущение
особого эмоционально-психологического
благополучия, которое не может в полной
мере обеспечить одинокая женщина-мать.
Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как
может проявлять себя любовь мужчины к
детям, к жене и к окружающим.
Любовь отца обеспечивает пример родительского
поведения детей в будущем, формирование
жизненной позиции и полоролевых позиции
в обществе Любящий отец нередко более
эффективный воспитатель, чем женщина.
Быть родителем - значит помогать детям
формировать свой характер.
Отец очень сильно влияет на развитие
таких качеств в ребенке как:
- сдержанность;
- неторопливость;
- эмоциональная уравновешенность;
- безмятежность;
- спокойствие;
- оптимизм;
- исполнительность;
- ответственность.
Дети эмоционально ближе к матери, чем
к отцу. В большинстве случаев после развода
ребенок остается с матерью. Но это отнюдь
не значит, что дети не нуждаются в отце.
К чему приводит безотцовщина, то есть
когда нет связи ребенка с отцом или отец
не выполняет свои функции:
- Дети, которые в очень раннем возрасте
лишились общения со своим отцом, могут
быть излишне агрессивными в период полового
созревания.
- Чувство неполноценности чаще посещает
людей, которые не имели тесной связи с
отцом, даже если и не были в разводе. Также
эти люди страдают от чувства отверженности
и беззащитности, им присущи различные
виды страхов.
- Недостаточный опыт общения с отцом и
отсутствие приемлемой модели идентификации
ослабляют формирование отцовских чувств
у мальчика и юноши, что часто в будущем
неблагоприятно сказывается на воспитании
своих собственных детей.
- Ребёнок, растущий без отцовского авторитета,
как правило, недисциплинирован, асоциален,
агрессивен.
- Юноши, выросшие в семье без отца могут
отрицательно относиться к матери. У них
развивается недоверие людям, повышенная
тревожность.
- Девочки, воспитывающейся в неполной
семье, чувствуют недостаток мужского
внимания, и пытаются восполнить эту нужду
раннему вступлению в любовную связь и
«вешаясь» то на одного мужчину, то на
другого.
Отцовство является необходимым условием
полноценного развития личности мужчины.
Для полноценного развития каждый мальчик
должен иметь
- образец для подражания;
- дружбу с отцом;
- одобрение отца;
- время с отцом наедине.
В соприкосновении с отцом у мальчика
созревают истинно мужские черты:
- потребность и способность защищать,
- принимать на себя ответственность,
- внутренняя энергия и душевная сила.
Отец - проводник, который помогает мальчику
совершить переход от малыша на маминых
руках к мальчику, а потом к юноше.
Девочке тоже нужны дружеские отношения
с отцом Влияние отца на половую идентификацию
девочки наиболее значительно проявляется
в период юности. Половая идентичность
девочки
является одобрением
себя самой как достойной
Отец способствует формированию у дочери
позитивной самооценки, выражая одобрение
ее действиям, способностям, внешности.
У девочек, воспитывающихся без отцов,
при отсутствии реальной модели отношений
между мужчиной и женщиной, может сформироваться
нереалистичное отношение к лицам мужского
пола. Повседневное общение дочери с отцом
учит ее разбираться в мужской психологии,
подстраиваться под нее, учит не бояться
мужчин. Будучи взрослой, каждая девочка
будет пытаться выстраивать свои отношения
с мужчинами по аналогии, какие были у
нее с отцом. Зная особенности отцовской
любви и роли отца в семейных отношениях,
хочется сделать только один вывод. Даже
если случился развод, связь с родным отцом
не должна прекращаться.
С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.
Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие − отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.