Родители и дети неполные семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: сравнить детско - родительские отношения в полной и неполной семьях.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ детско- родительских отношений.
2. Определить причины возникновения конфликтов.
3. Выявить психико- эмоциональную обстановку в семье.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ детско- родительских отношений в полной (неполной) семье…………………………………………………………………5
1.1. Психологическая обстановка в полной семье…………………….…..…..7
1.2. Отношения в неполной, проблемной семье………………………….….14
1.3. Сравнительный анализ отношений………………………………….…...20
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….…….23
Заключение………………………………………………………………..……31
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая продолжение.docx

— 68.31 Кб (Скачать)

31.Родители должны  приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

В конфликте  с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю  к ребенку дружеские чувства.

Основная причина  капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск с  ребенком.

41.Самое главное,  чтобы у ребенка было спокойное  и беззаботное

детство.

42.Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения  своего ребенка.

Мой ребенок  может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения  своего ребенка.

Мой ребенок  часто раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный  характер.

Я не доверяю  своему ребенку.

За строгое, воспитание дети потом благодарят.

Иногда мне  кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок  не в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок  вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок  нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно  слежу за состоянием здоровья моего  ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

КЛЮЧ

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная  гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11,13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тесто-вый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

отвержение,

социальная желательность,

симбиоз,

гиперсоциализация,

инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы  проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам =160

В данном опроснике приняло участие 25 семей. Опрос проводился в ДОУ №23 г. Лениногорска, во время родительского собрания с родителями 5их малышей. По итоговым данным 9 из них пришли к выводу, что родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Из этого следует, что прогрессирует 1 шкала - «Принятие - отвержение».

У 6 опрашиваемых родителей «кооперация» в отношении  к чаду, т. е. они, заинтересованы в жизни своего ребенка, стараются ему во всем помощь, направить, вместе найти выход из сложной ситуации. Эти родители доверяют своим детям.

3 пары определили  свои отношения с детьми, как  «симбиоз». 

В 6 семьях ребенку  не доверяют, ведут полный контроль над его действиями, диктуют свой сценарий поведения, за малейшую провинность  наказывают, постоянно указывают  на несостоятельность.

Лишь в 1 случае ребенка принимают младшим по сравнению с реальным возрастом. Стараются оградить его от трудностей и строго контролируют действия.

 
1 шкала  «Принятие - отвержение»  
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8  
Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02  
«сырой  балл» 9 10 11 12 13 14 15 16 17  
Процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,6 90,5 92,4 93,67  
«сырой  балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26  
Процентильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 100 100  
«сырой  балл» 27 28 29 30 31 32        
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100        
2 шкала «Кооперация»                  
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8  
Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 31,19 48,82 80,93  
3 шкала «Симбиоз»                  
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7    
Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65    
4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»                  
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6      
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,3 83,79 95,76      
5 шкала «Маленький  неудачник»                  
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7    
Процентильный ранг 14,55 45,57 70,2 84,81 93,04 96,83 99,37 100    
                     

Заключение

Главным способом исследования разнородных семей  по-прежнему остается их сравнительный  анализ. По результатам этого анализа  можно сделать вывод, что атмосфера  в полных и неполных семьях неодинакова (в большинстве случаев ребенок  страдает из-за отсутствия одного из родителей). Это в свою очередь сказывается  на эмоциональном состоянии ребенка, которое влечет за собой соответствующее  формировании его характера и  социальной адекватности в обществе в целом.

В данной работе нами были решены поставленные задачи, а именно:

1. Провести сравнительный  анализ детско - родительских отношений.

2. Определить  причины возникновения конфликтов.

3. Выявить психоэмоциональную обстановку в семье.

При их решении  мы углубились в проблемы семьи. Справедливости ради стоит сказать, что и в  полных семьях бывает недопонимание  между родителями и детьми. Но связано  это, скорее всего с попытками  старших научить «жизни» свое чадо, или из-за разных жизненных  ценностей у поколений-родителей  и поколений-детей. Но факты остаются фактами, и по статистики дети из неполных семей чаще подвержены психологическим нагрузкам, чем их ровесники из полных.

Конфликты же в  любой семье могут возникнуть на пустом месте, поэтому для анализа  и сравнения причин их появления  поверхностного изучения недостаточно. Именно из-за этого мы обращались к  этой теме в каждой главе, рассматривая ее с разных сторон. Так или иначе, но большинство причин возникновения непонимания в полной и неполной семьях могут быть одинаковы. Только малая их часть является причиной того или иного состава семьи. Но ошибочно утверждать, что в полных семьях конфликтов больше, так как и в тех и тех семьях есть конфликты, свойственные только им.

Все вышесказанное  может привести лишь к одному - всегда в первую очередь страдает ребенок. Его еще не сформированное психическое  и эмоциональное здоровье может  оказаться под угрозой только лишь из-за того, что родители все  примеряют к себе, ошибочно полагая, что если для них этот стресс пустяк, то он является таковым и для ребенка. Но это не так. Даже в полной семье  нужно в первую очередь думать как та или иная ситуация может  отразиться на состоянии ребенка. Что  уж говорить о неполных семьях, где  дети и так обделены достатком  внимания недостающего родителя и постоянно  находятся в стрессонеустойчивом состоянии и противостоять новым проблемам им крайне сложно.

Список  используемой литературы

1. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. К., 2005.

2. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 2005.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. М., 2005.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 2002.

5. Грэхем Дж. Как стать родителем самому  себе. М., 2003.

6. Захаров А.  И. Неврозы у детей и подростков. М., 2003.

7. Каган В.  Е. Преодоление. Неконтактный  ребенок в семье. СПб., 2005.

8. Кондрашенко  В. Г. Основы психотерапии. М., 2004.

9. Клинико- психологическая диагностика взаимоотношений в полных (неполных) семьях / А. Е. Личко. М., 2004.

10. Макова - Томова В. С., Пирьов Г. Д., Пекушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1999.

11. Москаленко  В. Д. Ребенок а «алкогольной»  семье// Вопросы психологии. 1991. №4.

12. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и ребенок: психологическое взаимодействие. СПб., 2004.

13. Обозов Н.  Н. Психология межличностных отношений.  К., 2004.

14. Общая психодиагностика // А. А. Бодалев, В. В. Столин, М., МГУ, 2004.

15. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ. М., 2004.

16. Психико- медико- педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. СПб., 2005.

Информация о работе Родители и дети неполные семьи