Родители и дети неполные семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: сравнить детско - родительские отношения в полной и неполной семьях.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ детско- родительских отношений.
2. Определить причины возникновения конфликтов.
3. Выявить психико- эмоциональную обстановку в семье.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ детско- родительских отношений в полной (неполной) семье…………………………………………………………………5
1.1. Психологическая обстановка в полной семье…………………….…..…..7
1.2. Отношения в неполной, проблемной семье………………………….….14
1.3. Сравнительный анализ отношений………………………………….…...20
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….…….23
Заключение………………………………………………………………..……31
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая продолжение.docx

— 68.31 Кб (Скачать)

Отчужденность детей от родителей, их безнадзорность, неумение почувствовать радость  от хорошо выполненной работы приводят к невосприимчивости мира духовных ценностей, нравственных идеалов, признанных обществом.

В семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребенок постоянно ощущает недостаток внимания к себе. Действительно, мать, поглощенная мыслями о пьянстве мужа, отдающая всю свою энергию на сокрытие секрета семьи, на решение финансовых проблем, на хозяйственные домашние дела, редко имеет время и силы заняться ребенком. В лучшем случае, она следит за тем, чтобы сын или дочь были сыты, одеты, учили уроки, но ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с детьми чем-то интересным, пойти с ними на прогулку, поиграть, повеселиться, просто посидеть и поговорить. В худшем случае, отсутствие заботы и внимания к ребенку становится стилем воспитания. Тогда вместо поддержки и доброжелательного интереса к себе со стороны родителей дети встречают либо раздражение, гнев («Ты все делаешь не так!»), либо равнодушное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Всё это порождает у ребенка ощущение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным. У многих детей появляется навязчивый страх быть брошенным.

Страстное желание  чувствовать заботу о себе, любовь родителей, оставаясь неудовлетворенным, порождает душевную ущербность ребенка. Маленькие дети часто начинают думать, что это они явились причиной всех бед в семье. Становясь старше, ребенок рассуждает примерно так: «Если бы не я, маме не пришлось бы столько работать, она не была бы такой усталой и измученной. Она вообще могла бы разойтись с отцом и жить себе сама, хорошо и спокойно, ведь сколько раз она говорила папе, что терпит все это ради семьи, чтобы у ребенка был отец». Так появляется чувство вины, неловкости за свое существование вообще. Дети могут испытывать вину как за пьянство отца, так и за двойственность своих чувств к нему -- за смешанность любви и ненависти.

Пытаясь как-то найти выход из ситуации, ребенок думает: «Если бы я лучше учился, хорошо себя вел, то мама с папой меньше ругались бы между собой, тогда папа, наверно, перестал бы пить и, все было бы хорошо». Некоторые дети, действительно, начинают изо всех сил стараться заслужить похвалу родителей. Они хорошо учатся, выполняют работу по хозяйству, заботятся о себе и о младших братьях и сестрах. По сути, такой ребенок берет на себя не свойственные его возрасту функции взрослого человека. Однако, видя, что все это никак не влияет на алкоголизм отца и даже не вызывает искренней признательности со стороны матери, ребенок испытывает горькое чувство крушения надежд. На самом деле, мать очень рада, что ребенок растет хорошим, она благодарна ему, но не умеет прямо и открыто выразить свои чувства -- похвалить, обнять, поцеловать, -- ведь ее чувства «заморожены». Наоборот, свыкшись с тем, что в ее жизни все плохо, она начинает указывать на недостатки в работе сына или дочери. Ребенок же чувствует себя раздавленным, опустошенным и ничтожным. Дети, с которыми обращаются так, будто они «ничто», начинают и сами себя воспринимать также. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему его близкие ему люди. Укоренившееся в сознании чувство вины, хроническая неудовлетворенность психологических (а то и материальных) потребностей, ощущение заброшенности, стыд за своего отца, который ребенок переносит на себя, -все это создает условия для формирования заниженной самооценки, неприятия образа «Я».

Сходство социальной ситуации развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью, еще не определяет единообразие личностных особенностей таких детей. Несмотря на то, что все дети подвергаются влиянию указанных выше воздействий со стороны родителей, они реагируют на это по-разному. В зависимости от типа нервной системы, от индивидуальных особенностей, характера, способностей у детей формируется различный стиль поведения.

В основе различных  типов реагирования ребенка на обстановку в алкогольной семье лежит единая мощная потребность: обратить внимание родителей на себя, добиться их любви. Интуитивно ребенок чувствует, что препятствием на пути удовлетворения этого страстного желания является пьянство отца. Ведь чаще всего именно из-за этого мама с папой ссорятся, а тогда им уже не до ребенка. Поэтому дети всеми силами стараются сделать так, чтобы пьянство ушло из их дома, а родители жили дружно, и используют для этого различные способы. Потерпев крах, осознав тщетность своих надежд и усилий, они реагируют тоже поразному.

В отечественной  научной литературе, к сожалению, практически нет работ, посвященных процессу формирования личности детей в алкогольных семьях. Поэтому, излагая ин-формацию об этом, мы в основном используем типологию, разработанную американскими учеными. Исследования В.Д. Москаленко Ребенок в алкогольной семье// Вопросы психологии. 1991. №4. С. 65- 74.

, а также наш  опыт работы с детьми из  семей алкоголиков показывают, что  представленные ниже типы реагирования  наблюдаются и у детей, выросших  в ус-ловиях нашей культуры.

1.3. Сравнительный анализ  детско- родительских отношений

Как в полной, так и в неполной семье возникают  трудности в общении между  детьми и родителями. В полной семье, где оба родителя любят своих  детей, уделяют достаточно внимания: читают вместе, обсуждают прочитанное, проводят много времени на природе, занимаются спортом могут существовать проблемы. Дети замыкаются, живут в своем собственном мире, ведут себя агрессивно, не принимают родителей как таковых. В неполной семье, где, по сути, имеется недостаток одного из родителей, может творить полная идиллия. Причинами этого великолепия отношений могут служить: взаимопонимание между родителем и ребенком, равные отношения обеих сторон, достаток внимания, схожесть и разделение интересов друг друга. Родитель принимает сторону ребенка, они меняются местами, общение протекает легко и без казусов.

В семье, где  родители игнорируют детей, не уделяют  внимания, постоянно кричат на них, заняты только своими проблемами, дети вырастают эгоистами, агрессивными, обиженными на все и вся. Но есть и второй вариант такого сценария - дети могут уйти в себя, стать  замкнутыми, трудно идти на контакт  со взрослыми, детьми. Из- за этого в дальнейшем возникают проблемы, а детском саду, школе, во взрослой жизни.

Родители и  дети в полных и неполных семьях могут общаться по- разному: родитель может стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его; родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается 
встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Глава 2. Практическая часть

Методика диагностики  родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столик

Тест- опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологи-ческой помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств но отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника. Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие  - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ  родительского 
отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель 
заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь 
ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости 
за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается 
встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»  - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все 
потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей 
жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему 
кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, 
когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так 
как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника.

1.Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.Я уважаю своего ребенка.

4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.Мой ребенок часто неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение  к ребенку 
приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю  досаду по отношению к своему  ребенку.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется,  что дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые, кроме 
презрения, ничего не стоят.

15. Для своего  возраста мой ребенок немножко  незрелый.

Мой ребенок  ведет себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

Мой ребенок  впитывает в себя все дурное, как  «губка».

Моего ребенка  трудно научить хорошим манерам  при всем старании.

Ребенка следует  держать в жестких рамках, тогда  из него вы-растет порядочный человек.

Я люблю, когда  друзья моего ребенка приходят к  нам в дом.

Я принимаю участие  в своем ребенке.

К моему ребенку  «липнет» все дурное.

Мой ребенок  не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне  немного стыд-но, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они  ка-жутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое свободное  время.

Я часто жалею  о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю  себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне не удалось в жизни.

Информация о работе Родители и дети неполные семьи