Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: развитие творческих способностей через тетрализованную деятельность.
Введение
Глава1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1 Понятие о воображении
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3 Функции воображения и его развитие
1.4 Влияние взрослого на развитие воображения
1.5 Психологические особенности воображения у детей дошкольного возраста
1.6 Особенности театрализованной деятельности у дошкольников
Заключение
Список литературы
1.2 Виды воображения
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой -либо из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения, мечты) и активное, практически деятельное воображение.
При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
Сновидения. Их подлинная роль в жизни человека пока не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинациями являются результатом тех или иных нарушений психики работы организма, которые сопровождаются многими болезненными состояниями.
Грезы, в отличии от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляют собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим.
Мечта от грез отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть осуществима.
Мечта-необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсрочным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей сущности есть осуществленная человеческая мечта.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными
думами о будущем. У некоторых встречаются тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.[17 c265]
В зависимости
от самостоятельности и
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.[26]
Образы
творческого воображения
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование - это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ агглютинации, т.е. «склеивания» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек – птица.
Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: мальчик-с-пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения - это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный
источник операций воображения - предметно-практическая
деятельность, служащая фундаментом
для преобразования и оформления
содержания образов воображения. Следовательно,
основой для воображения
1.3 Функции воображения и его развитие.
Разум человека не может
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций:
Первая
функция воображения состоит
в том, чтобы представить
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т. е. в способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
С помощью
воображения человек может
1.4. Влияние взрослого на развитие воображения
Возникновение
и развитие воображения - социально
обусловленный процесс. Именно взрослый
закладывает у ребенка
На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (Н. Н. Палагина). Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. Взрослый показывает игрушку ребенку и говорит: «Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки», «Зайка сидит и в смотрит, как дети кушают». В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку «Сорока-ворона», водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. Например, поет колыбельную и предлагает малышу: «Покажи, как ты спишь». Ребенок приседает, наклоняет голову и закрывает глаза. Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как...» (мама несет тяжелую сумку, прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь). Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.
Подобные ситуации интересны и для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Ведь чтобы, например, действовать с палочкой как с ложкой, он должен уметь обращаться с реальной ложкой. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.
Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (Е.В. Зворыгина).
Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Важным
моментом в развитии воображения
ребенка служит такая организация
предметной среды, которая включает
наряду со знакомыми предметами с
закрепленными функциями
Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
Следует
помнить и о том, что основу
для воображения создают