Развитие воображения у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: развитие творческих способностей через тетрализованную деятельность.

Оглавление

Введение
Глава1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1 Понятие о воображении
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3 Функции воображения и его развитие
1.4 Влияние взрослого на развитие воображения
1.5 Психологические особенности воображения у детей дошкольного возраста
1.6 Особенности театрализованной деятельности у дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Важно научить ребенка формулировать  различные по степени сложности  замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование  критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.[21c.171] 

1.5 Психологические  особенности воображения  у детей дошкольного  возраста.

 Начало  развития детского воображения  связывается с окончанием периода  раннего детства, когда ребенок  впервые демонстрирует способность  замещать одни предметы другими  и использовать одни предметы  в роли других (символическая  функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

      О развитости детского воображения в  дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям, которые  дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.[17]

      В первой половине дошкольного детства  у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее  полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы - воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.

      Маленький ребенок, например, трехлетка, не в состоянии  еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и

использовать  далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно  сложить что-либо новое. Для младших  детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как  они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.[15]

      Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро, а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого  возраста, воображение представлено в  двух основных  формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого  плана ее реализации.[10]

      Помимо  своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей  выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.[2]

      У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

      Познавательное  воображение формируется благодаря  отделению образа от предмета и обозначению  образа с помощью слова. Аффективное  воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

      На  первом этапе развития воображение  связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс  ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

      Детское аффективное с возраста 2,5-3 года - 4-5 лет развивается по несколько  иной логике. Вначале отрицательные  эмоциональные переживания у  детей символически выражаются в  героях услышанных или увиденных  ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как якобы обладающих особо выраженным положительными качествами).[12]

      Наконец, на третьем этапе развития этой функции  воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм  проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

     Повышенная  эмоциональность - важная отличительная  черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Особенности театрализованной  деятельности у  дошкольников.

Теарализованная деятельность складывается из таких  понятий как деятельность и театр.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. [23]

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.[24]

     Театрализованная  деятельность - это хорошая возможность  раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

     Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное  воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.[14.c.4]

     Роль  театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.

     Значение  театрализованной деятельности для  развития творческого воображения  дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе.

     В педагогической и психологической  литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая  деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

     Типической  основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что  все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

     Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается  ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

     По  мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.[20 c.3]

     Театрализованные  игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность  игры.[3 c.3]

     Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых  служат хорошо известные сказки или  театральные представления по готовым  сценариям».[8 c.309]

     Театрально-игровая  деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

     Особенность театрализованных игр: они имеют  готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.

     Настоящая театрализованная игра представляет собой  богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.

 Было  установлено, что театрализованные  игры отличаются от сюжетно-ролевых  игр не только сюжетом, но  и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются  играми-представлениями, которые  имеют фиксированное содержание  в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности