Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: развитие творческих способностей через тетрализованную деятельность.
Введение
Глава1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1 Понятие о воображении
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3 Функции воображения и его развитие
1.4 Влияние взрослого на развитие воображения
1.5 Психологические особенности воображения у детей дошкольного возраста
1.6 Особенности театрализованной деятельности у дошкольников
Заключение
Список литературы
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.
Формирование
критичности мышления («Так бывает
или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие
воображения, определяя критическое отношение
и к образам своей фантазии. Руководство
воображением требует от взрослого создания
проблемных ситуаций, которые не имеют
однозначного решения и ситуаций, когда
средства решения не определены. Е.Е. Кравцова
показала, как меняется позиция взрослого
в общении с ребенком в целях развития
воображения. В младшем дошкольном возрасте
целесообразно занять позицию незнающего,
неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов
к ребенку расшатать шаблоны, показать,
что одна и та же задача может решаться
по-разному. В 4-5 лет стимулом является
соревнование со сверстниками, которым
руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?»,
«Кто придумает иначе, чем у товарища?»
А для старшего дошкольника следует создать
такие условия, чтобы он сам встал в обучающую
позицию, особенно в отношении младших
детей, рассказывая им сказки, показывая
инсценировки, организуя игры.[21c.171]
1.5 Психологические особенности воображения у детей дошкольного возраста.
Начало
развития детского воображения
связывается с окончанием
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.[17]
В
первой половине дошкольного детства
у ребенка преобладает
Маленький ребенок, например, трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и
использовать
далее отдельные части
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро, а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста, воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.[10]
Помимо
своей познавательно-
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Познавательное
воображение формируется
На
первом этапе развития воображение
связано с процессом «
Детское аффективное с возраста 2,5-3 года - 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как якобы обладающих особо выраженным положительными качествами).[12]
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Повышенная
эмоциональность - важная отличительная
черта воображения дошкольника.
Придуманные персонажи приобретают для
ребенка личную значимость и начинают
жить в его сознании как совершенно реальные.[9]
1.6 Особенности театрализованной деятельности у дошкольников.
Теарализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. [23]
Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.[24]
Театрализованная
деятельность - это хорошая возможность
раскрытия творческого
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.[14.c.4]
Роль
театрализованной деятельности в развитии
творческого воображения
Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе.
В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.
Типической
основой художественного
Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.[20 c.3]
Театрализованные
игры назвали так, по-видимому, за свою
близость к театральному представлению.
Зрелищность всегда вызывает радость,
а сказочность усиливает
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».[8 c.309]
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.
Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.
Было
установлено, что