Развитие отечественной и зарубежной игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры.

Оглавление

1.Введение………………………………………………….…………….3
2.Развитие зарубежной игротерапии…………………….…………4
2.1.История появления и развития игротерапии……………….4
2.2.Игротерапия в психоанализе……………………………………4
2.3.Игровая терапия, центрированная на клиенте……….…….7
2.4.Игровая терапия отреагирования……………………………11
2.5.Игровая терапия построения отношений……………………12
2.6.Выводы……………………………………………………………...14
3. Развитие отечественной игротерапии…………………………15
3.1.Игротерапия в отечественной психологической практике………………………………………………………………….15
3.2.Выводы………………………………………………………….…..18
4.Заключение……………………………………………………………19
5.Литература……………………………………………….……………21

Файлы: 1 файл

реф Развитие отечественной и зарубежной игротерапии.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:

· нарушение  роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;

· низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;

· высокая социальная тревожность и враждебность по отношению  к окружающему миру;

· эмоциональная  лабильность и неустойчивость.

Цели игровой терапии, центрированной на клиенте. Когда мы говорим о целях игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеются в виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого отдельного ребенка.

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.

Вместе с  тем целью коррекции не может  и не должно быть прямое изменение  личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату «клиент-центрированной терапии» - постулату безусловного принятия ребенка.

Коррекция, напротив, должна быть направлена на утверждение  уникального «Я» ребенка, его  самоценности.

Цели коррекции  могут быть конкретизированы в виде следующих задач:

· расширение репертуара форм самовыражения ребенка;

· оптимизация  коммуникаций в системе отношений  «ребенок - взрослый»;

· повышение  уровня социальной компетентности ребенка  в его взаимодействии со сверстниками;

· развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;

· оптимизация  развития «Я-концепции»;

· повышение  степени самопринятия и формирование чувства «Я».

Стадии процесса игровой терапии, центрированной на ребенке

Стадии процесса игровой терапии возникают как  результат взаимодействия между  игротерапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной свободной атмосфере  игровой комнаты, созданию которой способствует игротерапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку.

Эти уникальные живые отношения, в которых принимается  и ценится особость и индивидуальность ребенка, позволяют ему расширить  горизонты собственного «Я» в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Эти переживания и расширения собственных возможностей часто проявляются в четко обозначающихся стадиях изменений, наступающих по мере развития терапевтического процесса.

При анализе случаев работы с детьми, страдающими различными нарушениями, отмечают, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса: диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка; амбивалентные чувства, общая тревожность и враждебность; прямые негативные чувства, направленные против родителей, сиблингов, других людей и выражаемые в особых регрессивных формах; амбивалентные чувства (позитивные или негативные) к родителям, сиблингам и другим людям; ясные, четкие, выделенные, обычно реалистические, позитивные и негативные установки (при этом в игре доминируют позитивные установки).

В процессе игровой  терапии, центрированной на клиенте, деятельность детей проявляется по-разному.

4-й сеансы. Ребенок проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую бессистемную творческую игру, делает простые описательные и информационные замечания и выражает одновременно радость и тревогу.

5-8-й сеансы. Ребенок продолжает исследовательскую бессистемную творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражается радость и тревога, очевидны спонтанные реакции.

9-12-й сеансы. Доля исследовательской бессистемной игры уменьшается, постепенно увеличивается доля игры, направленной на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальные взаимодействия с терапевтом возрастают, и выдается больше информации о семье и о себе самом.

13-16-й сеансы. Преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений. Доля агрессивных игр уменьшается. Возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости.

17-20-й сеансы. Преобладают разыгрывание сценок и ролевая игра. Агрессивные высказывания продолжаются. Усиливается построение отношений с игротерапевтом. Доминирующей эмоцией становится радость. Ребенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье.

21-24-й сеансы. Преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры. Возрастает число игр с изображением несчастных случаев.

Другое крупное исследование процесса игровой терапии провела Уйти (1975). Она обнаружила следующее.

1-3-й сеансы. Дети чаще всего проверяют, как игротерапевт относится к их действиям, демонстрируют высокий уровень тревожности и осуществляют вербальную, невербальную и поисковую игровую деятельность.

4-6-й сеансы. Любопытство, исследовательская активность снижаются. В то же время агрессивная игра, голосовые эффекты достигают пика.

7-9-й сеансы. Агрессивная игра почти исчезает, а творческая игра, выражение радости и вербальная информация о доме, школе, других сторонах своей жизни достигают кульминации.

10-12-й сеансы. Максимального развития достигают игры по установлению отношений, и бессюжетная игра почти прекращается.

13-15-й сеансы. Бессюжетная игра и невербальное выражение гнева достигают максимума. Тревожность по сравнению с предыдущими сеансами вырастает. Учащаются попытки управлять игротерапевтом. Увеличивается число вербальных взаимодействий.

Были также  обнаружены различия между игрой  мальчиков и девочек. У мальчиков чаще встречались выражения гнева, агрессивные высказывания, агрессивные игры, звуковые эффекты.

У девочек чаще наблюдаются творческие игры, игры, отражающие отношения между людьми, а также проявления радости, тревоги, вербальные проверки реакции игротерапевта и вербализация позитивных и негативных размышлений.

Эти исследования свидетельствуют о том, что в  процессе детской игры можно различить  четкие модели установления игротерапевтических  отношений в игровой комнате. По мере развития отношений дети начинают выражать чувства более непосредственно и реалистично, тщательнее сосредоточиваются на них и более точно их определяют.

Критериями эффективности игротерапии в рамках клиент-центрированной терапии соответственно выступают:

· позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;

· гармонизация образа «Я», выступающая в преобладании позитивных самооценок;

· сближение  «Я»-реального и «Я»-идеального;

· повышение  степени самопринятия и уверенности  в себе и своих возможностях.

2.4.Игровая терапия отреагирования

Другое крупное  направление в развитии игровой  терапии возникло в 30-е годы с  появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея терапии отреагирования, структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

                            

                            Джекоб Леви Морено

Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он познакомился с  обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную  ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается  свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет  игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля. Следя за игрой, игротерапевт обозначает словами, проговаривает вслух, отражает выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

В игровой комнате  возможны три формы игровой активности:

1. Освобождение агрессивного  поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары или  проявляет формы инфантильного  поведения (например, сосет соску).

2. Освобождение чувств  стандартизированных ситуаций: стимулирует  чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.

3. Освобождения чувств  путем воссоздания в игре специфического  стрессового опыта из жизни  ребенка.

Г. Хэмбидж (1955) дал более широкое описание работы Д. Леви под заголовком «Структурная игровая терапия», где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений в сценарий непосредственно вводилась ситуация, продуцирующая тревогу. Она проигрывалась, а затем ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации.

2.5.Игровая терапия построения отношений

С появлением исследований Д. Тафты (1933) и Ф. Аллена (1934), названных терапией отношений, возникло следующее значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа О. Ранка (1936), который перенес акцент с исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт - клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете терапевта.

В игровой терапии  отношений основное внимание уделяется  лечебной силе эмоциональных отношений  между терапевтом и клиентом.

«Мне интересно  создать естественные отношения, в  которых у пациента развивается  адекватное самоприятие - ясное представление  о том, что он может сделать и что он чувствует по отношению к миру, в котором продолжает жить, - писал Ф. Аллен. - Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность».

Не прилагается  никаких усилий для того, чтобы  объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся, прежде всего, сиюминутные чувства и реакции. Ф. Аллен и Дж. Тафт особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное поведение.

Детям предоставляется  свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной  деятельностью. Гипотеза состояла в  том, что дети постепенно приходят к  пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответственность за процесс роста, а игротерапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.

Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

Основной механизм достижений коррекционных целей - установление отношений, связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых  игротерапевт демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

Ограничение целей  терапии задачами личностного самоопределения, самоактуализации и свободы реального  самовыражения определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода: нарушение роста «Я»; самонеадекватность; сомнение и неуверенность в возможности собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений и фрустраций повседневной жизни.

Примитивная игровая терапия

Появление в 60-х  годах в США программ психологической  помощи детям в начальной школе  открыло путь для развития еще  одного направления - применения метода игровой терапии в работе школьного  психолога для того, чтобы удовлетворить  потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития.

Основная цель начальной школы - помочь детям в  их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив  им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

Информация о работе Развитие отечественной и зарубежной игротерапии