Развитие отечественной и зарубежной игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры.

Оглавление

1.Введение………………………………………………….…………….3
2.Развитие зарубежной игротерапии…………………….…………4
2.1.История появления и развития игротерапии……………….4
2.2.Игротерапия в психоанализе……………………………………4
2.3.Игровая терапия, центрированная на клиенте……….…….7
2.4.Игровая терапия отреагирования……………………………11
2.5.Игровая терапия построения отношений……………………12
2.6.Выводы……………………………………………………………...14
3. Развитие отечественной игротерапии…………………………15
3.1.Игротерапия в отечественной психологической практике………………………………………………………………….15
3.2.Выводы………………………………………………………….…..18
4.Заключение……………………………………………………………19
5.Литература……………………………………………….……………21

Файлы: 1 файл

реф Развитие отечественной и зарубежной игротерапии.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО АРТ-ТЕРАПИИ И ИГРОТЕРАПИИ

 

ТЕМА:

«Развитие отечественной

и зарубежной игротерапии »

                                                                  

 

 

 

 

                                                                                                             

                

 

 

Москва 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ :

 

1.Введение………………………………………………….…………….3

2.Развитие зарубежной игротерапии…………………….…………4

2.1.История появления и развития игротерапии……………….4

2.2.Игротерапия  в психоанализе……………………………………4

2.3.Игровая  терапия, центрированная на клиенте……….…….7

2.4.Игровая  терапия отреагирования……………………………11

2.5.Игровая  терапия построения отношений……………………12

2.6.Выводы……………………………………………………………...14

3. Развитие отечественной игротерапии…………………………15

3.1.Игротерапия в отечественной психологической практике………………………………………………………………….15

3.2.Выводы………………………………………………………….…..18

4.Заключение……………………………………………………………19

5.Литература……………………………………………….……………21

 

 

 

 


 

  Развитие отечественной и зарубежной игротерапии 

 

1.Введение

Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего  развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключаются в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В ходе игры ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т.е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе. Игра дает средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания; реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Ж.Пиаже отмечал: «Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной». В 1913 году З.Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.

 

2.Развитие зарубежной игротерапии

2.1.История появления и развития игротерапии

  • 1919 год - Гермина Хуг-Хельмут стала первым терапевтом, использовавшим игротерапию для лечения детей. 5 лет спустя она была убита своим восемнадцатилетним племянником, который по некоторым данным, также был ее клиентом. Это вызвало в медицинском сообществе бурное обсуждение по воду необходимости очень ответственного подхода к экспериментам в области психотерапевтической работы с детьми.
  • 1932 год - Мелани Кляйн интегрировала игры в свои сеансы, чтобы сделать их более привлекательными для детей и помочь им чувствовать себя комфортнее. Чуть позже была разработана структурная игротерапия - в этом подходе игра уже напрямую использовалась как замена словам. На формирование этого метода повлияло психоаналитическое учение и, по крайней мере, частично, убеждение в катарсическом значении игры.
  • 1936 год - Отто Ранк описал важность так называемой «травмы рождения» в развитии человека. Многие психотерапевты использовали эту теорию, разрабатывая свои подходы в области игротерапии. Понятие о травме рождение привело их к убеждению в необходимости создать для ребенка чувство безопасности во время игротерапии. В этом подходе особенное внимание уделялось взаимоотношениям пациента и терапевта, а значение прошлых событий несколько приуменьшалось. Влияние психоанализа на этом этапе было по-прежнему очень сильно.
  • 1938 год - появилась так называемая игровая терапия отыгрывания, предназначенная для работы с детьми, перенесшими особые травмы. В ходе такой терапии врач при помощи игры пытался вызвать у ребенка те же переживания, которые были у него в момент травмы, а также те, которые ему тогда по какой-то причине пришлось сдерживать. В этом же году была разработана активная игротерапия, которую применяли в работе с очень импульсивными детьми. Считалось, что если дать ребенку возможность выразить через игру страх, гнев и другие очень сильные эмоции, то постепенно наступит улучшение и поведение ребенка станет более социально приемлемым.

В последующие  годы игротерапия становилась все  более направленной, то есть появлялись конкретные методы для разрешения определенных проблем. В игротерапии начали использовать рисование, музыку, различные техники релаксации.

 

2.2.Игротерапия в психоанализе

Использование игры в коррекционной практике исторически  связано с теоретическими традициями психоанализа Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания.

 

 

                  Мелани Кляйн                           Анна Фрейд

Однако попытки  прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.

Поиски обходных путей для разрешения этой проблемы и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций.

Возможности такого использования игры связаны с  двумя ее характеристиками:

1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

2. Игра является  единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным  от принуждения и давления  со стороны враждебной к нему  среды. А значит, перед ним раскрываются  широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое  действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты  и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн  стала использовать игровую технику  как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

Игротерапию одной  из первых стала применять Анна Фрейд  в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

В книге «Дети  и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает  различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.

А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Вслед за З. Фрейдом  Термина Гуг-Гельмут стала одним  из первых терапевтов, утверждающих, что  игра является наиболее ответственным  моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М. Кляйн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.

Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии

1. Установление  аналитической связи, эмоционально  позитивного контакта между ребенком  и взрослым, позволяющего игротерапевту  осуществлять функции интерпретаций  и трансляций ребенку символического  значения детской игры; принимать  участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

2. Катарсис - форма  эмоционального реагирования, приводящая  к преодолению негативных эмоциональных  переживаний и освобождению от  них.

3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

4. Инсайт представляет  собой одновременно и результат  и механизм игротерапии. В качестве  результата инсайт можно определить  как достижение ребенком более  глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

6. Особая атмосфера  личностной безопасности и доверия,  царящая на занятиях, снимает  страхи и тревожность детей  перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

7. Сублимация  как перевод и отклонение энергии  примитивных сексуальных влечений  от их прямой цели (получения  сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.

8. Сублимация  как форма переключения сексуальной  энергии на социально одобряемые  цели рассматривается в психоанализе  как высшая форма разрешения  трудностей развития личности в детском возрасте.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая  деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения  с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

2.3.Игровая терапия, центрированная на клиенте

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено  и расширено К. Роджерсом и  В. Экслайн.

 


                       Вирджиния Экслайн                 Карл Рэнсом Роджерс  

Цель такой  терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным  поведенческим навыкам, а дать ему  возможность быть самим собой. Игровой  терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.

В основе игровой  терапии, центрированной на ребенке, лежит  представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними  источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.

Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Информация о работе Развитие отечественной и зарубежной игротерапии