Развитие отечественной и зарубежной игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры.

Оглавление

1.Введение………………………………………………….…………….3
2.Развитие зарубежной игротерапии…………………….…………4
2.1.История появления и развития игротерапии……………….4
2.2.Игротерапия в психоанализе……………………………………4
2.3.Игровая терапия, центрированная на клиенте……….…….7
2.4.Игровая терапия отреагирования……………………………11
2.5.Игровая терапия построения отношений……………………12
2.6.Выводы……………………………………………………………...14
3. Развитие отечественной игротерапии…………………………15
3.1.Игротерапия в отечественной психологической практике………………………………………………………………….15
3.2.Выводы………………………………………………………….…..18
4.Заключение……………………………………………………………19
5.Литература……………………………………………….……………21

Файлы: 1 файл

реф Развитие отечественной и зарубежной игротерапии.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

 

 

4.Заключение

Игра, по точному  выражению крупнейшего отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, является "практикой развития". Единство развивающих возможностей игры для  формирования личности ребенка, осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер (к последним следует отнести разные направления игротерапии, включая куклотерапию, театротерапию и др.). Наиболее доступны для родителей и общественности, безусловно, простейшие формы организации игрового поведения детей, в то время как специальные методики и программы требуют участия высококвалифицированных специалистов, педагогов, дефектологов, специалистов по психологии, лечебной физкультуре и т. п. Преодоление тех или иных проблем через формирование в игровой деятельности зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) ведет к доступной гармоничности интеллектуальной и моральной сторон личности.

Эффект игротерапии  определяется практикой новых межличностных  отношений, которую приобретает  ребенок в ролевой игре как  со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту.

Игротерапия также  применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошкольном возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собственного поведения. Эффективным методом признаны так называемые имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер.

Игротерапия оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

Первые игротеки появились в нашей стране в 1934-1935 годах. До сих пор действуют такие  формы деятельности игротек, как  передвижная игротека, игровой клуб по переписке "Клуб на дому", городская "Неделя игры и игрушки", которая недавно отметит свое 50-летие, игровые программы для детей разных возрастов, и в том числе для детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в мире получило широкое распространение международное движение игротек. Регулярно проходят конференции и съезды работников игротек (одна из таких конференций проводилась в 1992 в Москве году, и все ее участники смогли ознакомиться с системой работы в игротеках Московского городского Дворца творчества детей и юношества). Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный цикл. Такие программы реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или умелыми педагогами.

В российском обществе существует несомненный, но пока еще, к  сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы  для детей и взрослых. Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни.  Осуществление игровых программ, ориентированных на детей, подростков, молодежи и взрослых, является важной составной частью программ по социально-педагогической адаптации и важной стороной состояния игровой культуры общества. Благодаря прогрессивным традициям отечественной культуры и образования, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, лечебной физической культуры и других направлений коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогических методик, накоплен немалый опыт использования игровых форм в воспитании и развитии детей, в том числе и детей  с ограниченными возможностями.

Понимание этого  и претворение в практической работе оказывается тем более  существенным, что в России до сих  пор не ведется специальной подготовки кадров для организации игр и игровых программ. Поэтому даже психологам, педагогам и дефектологам приходится осваивать новые формы работы, обращаться, к тому, чему их специально не учили в вузе.

 

 

 

5.Литература

  1. Выготский Л.С. - Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1986, №6.
  2. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И.Копытин. – СПб.: Питер,2002. 
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -- М.: Сфера, 2002.
  4. Спиваковская А.С. "Психотерапия: игра, детство, семья"- М.: Эксмо, 1999. 
  5. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо,2005.
  6. Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб.: Питер, 2001.
  7. http://psycologist.boom.ru/history.htm

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие отечественной и зарубежной игротерапии