Развитие отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить основные направления отечественной и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные этапы становления зарубежной и отечественной психологии
2. изучить основные психологические школы
3. проанализировать концепции различных направлений отечественной и зарубежной психологии.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии
1.1 Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
1.2 Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века
1.3 Состояние психологического знания в России в начале XX века
1.4 Экспериментальная психология
1.5 Развитие советской психотехники
1.6 Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
Вывод по первой главе
Глава 2.
2.1 Развитие психологии в период античности
2.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения
2.3 Развитие психологии в новое время
2.4 Бихевиоризм
2.5 Гештальтпсихология
Вывод по второй главе

Файлы: 1 файл

Тема «Развитие отечественной и зарубежной психологии».docx

— 58.30 Кб (Скачать)

 

 

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

        высшего профессионального образования

         «Тобольская государственная социально-педагогическая академия

                        им.  Д.И.Менделеева»       

Кафедра теоретической и практической психологии

 

                                           Реферат

Тема: «Развитие отечественной и зарубежной психологии»

 

 

                                     Выполнил: Студентка I курса,11 группы

                                                 Филологического факультета

                                                 Ненашева Анжела

                                  Проверил:Доцент К.Пс.Н. Бостанжиева Т.М.

 

                                         Тобольск,2013.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии

    1. Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
    2. Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века 
    3. Состояние психологического знания в России в начале XX века
    4. Экспериментальная психология
    5. Развитие советской психотехники
    6. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы

Вывод по первой главе

Глава 2.

      2.1Развитие психологии в период античности

      2.2Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения

     2.3Развитие психологии в новое время

     2.4Бихевиоризм

     2.5Гештальтпсихология

     Вывод по второй главе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                                      Введение

 

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать историю развития. В моей работе я решила рассмотреть основные направления зарубежной и отечественной психологии.

Цель работы: изучить основные направления отечественной и зарубежной психологии.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть основные этапы становления зарубежной и отечественной психологии
    2. изучить основные психологические школы
    3. проанализировать концепции различных направлений отечественной и зарубежной психологии.

А также

    1. изучить литературу по теме
    2. подготовить развернутые ответы на вопросы
    3. оформить реферата.

В своей работе я использовала теоретический метод.Так же были задействованы Интернет-ресурсы и печатные издания.

Объект исследования: общая психология.

Предмет исследования: основные психологические теории.

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ отечественной психологии

 

    1. Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития.

 

В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.

 

В 1796 году выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - "Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия". Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своей книге пишет о том, что "душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша.

 

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый - энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII веке. Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе "Слово о происхождении света" выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Особенно богата психологическими идеями работа "Краткое руководство к риторике". Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологии речи.

 

Социальную базу отечественной психологии XVIII века составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790 г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.  
В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможна. Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств "до беспредельности". Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии", где он пишет: "Я зрю везде смерть, то есть разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия". Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности - "мысленности". В своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г. распространялась лишь в рукописном варианте.

Вывод Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII века, дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX веке.

 

    1. Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века

В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.Бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспектив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже открытые, известные факты, но и проливающих на них новый свет, ставящих новые задачи не только перед данными исследователями, но и перед учеными следующих поколений. Именно такими и были 60-80 годы XIX века, таким ученым был Сеченов, такими были и Кавелин, и Веселовский, и Потебня.

Существовало два направления в проблеме человека: антропологический и теологический

К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении – от И.М.Сеченова до И.Л.Павлова и А.А.Ухтомского. К теологическому принципу В.С.Соловьева восходит апология "нового религиозного сознания" в трудах Н.А.Бердяева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Л.Франка и др. И новое учение о поведении, и апология "нового религиозного сознания" являлись плодами русской мысли, двух ее мощных течений – естественнонаучного и религиозно-философского.

Динамика обоих течений пронизывала представления о человеке, складывавшиеся в этот период в русском общественном сознании. Те, чьей интеллектуальной активностью строился этот образ, прежде чем занять собственную, противостоящую другой идейную позицию, испытали неудовлетворенность этой другой.

Эти социальные и мировоззренческие изменения привели к тому, что в психологии произошла перемена курса с психологии материалистической, ориентированной на естествознание, на, психологию идеалистическую, связанную преимущественно с философией и социологией. После господства материализма и позитивизма и увлечения естественными науками начинается возрождение интереса к философии.

Кроме мировоззренческих, были и чисто научные причины произошедших изменений. С одной стороны, развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованию явлений гипнотизма, бессознательных структур психики. С другой стороны, успех философии А.Шопенгауэра и Э.Гартмана, нашедших себе в России многочисленных поклонников, доказал недостаточность объяснительных принципов позитивизма, особенно для раскрытия специфики познавательных процессов. Это заставило не только философов, но и естествоиспытателей, стремящихся к цельному мировоззрению, вновь обратиться к философии. Интересно, что вышедшая в 1881 году книга Н. И. Пирогова "Вопросы жизни из дневника врача", в которой он обосновывает свою телеологическую точку зрения и обнаруживает себя как глубокий и самостоятельный религиозный мыслитель, была очень тепло и сочувственно встречена в обществе. В то же время подобные книги, появившиеся в 60-70-х годах, неизбежно отвергались как научным, так и вообще общественным мнением. Характерный поворот мнений в естествознании виден и в книге 1906 года "Сборник по философии естествознания", хотя не исчезла и ориентация психологов на естественные науки, стремление к построению объективной психологии, исследующей поведение человека и животных, основы которой были заложены Сеченовым. В новых условиях идеи И.М.Сеченова разрабатывались И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым, В.А.Вагнером и другими исследователями.

    1. Состояние психологического знания в России в начале XX века

В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли—в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания—она в конце XIX—начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и предмета исследования, разработка программ и выделение направлений развития, обоснование адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности и т. д.) и организационно-научными (со-здание специальных психологических центров и психологических научных изданий, формирование кадров ученых-психологов и т. д.) преобразованиями. Своеобразным их итогом, завершением и одновременно точкой отсчета, определяющей начало нового этапа в развитии психологической мысли, уже как самостоятельной научной дисциплины, в истории российской психологии стал 1885 год—время создания в Казани известным неврологом и врачом-психиатром В.М.Бехтеревым первой психофизиологической лаборатории.Процесс оформления психологии как самостоятельной науки осуществлялся не как одномоментный акт, а был подготовлен объективно всей предшествующей историей развития психологической мысли в рамках других областей науки и практики, сопровождался накоплением и осмыслением разнообразной психологической феноменологии. Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической ценности отражался и во все более частом и настойчивом включении в рассмотрение психологических проблем представителей научного сообщества и художественной интеллигенции. Возрастал авторитет психологии. Она становилась предметом внимания специалистов смежных наук и практических сфер: врачей, педагогов, физиологов, этнографов, языковедов, юристов, биологов. Ученые разных профилей, литераторы, публицисты часто в популярной и, как правило, в дискуссионной форме, апеллируя к житейской практике, высказывали здесь свои мнения и суждения по широкому кругу насущных психологических вопросов, включая, таким образом, в их обсуждение широкую читательскую аудиторию. Ими рассматривались проблемы мотивов и поступков поведения человека; наследственности и психических состояний; развития психики ребенка, ее особенностей и связанные с этим вопрос гуманизации воспитания и обучения и т. д. Междисциплинарные связи психологии с другими науками не ограничивались сферами "психология-философия", "психология-физиология", но включали широкий круг взаимодействующих с психологией научных дисциплин. Это существенно расширяло область психологических исследований, обусловливая возникновение новых проблем на стыке разных наук, открывая путь к более глубокому, многостороннему, комплексному рассмотрению исследуемых в психологии феноменов. 
 
В этом отношении показательна деятельность Московского психологического общества, основанного в 1885 г. при Московском университете (до 1888 г. общество возглавлял М.М. Троицкий, затем его сменяли на этом поприще Н.Я. Грот и Л.М. Лопатин). Членами общества были ученые разных научных направлений и ориентации - выпускники и преподаватели историко-филологического и других факультетов Университета, представители естественнонаучных дисциплин, прежде всего врачи-психиатры. Наряду с учеными традиционного, философско-ориентированного подхода в психологии (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, С. Трубецкой, М. Лопатин), в руководстве обществом были также сторонники естественнонаучного, экспериментального течения (С.С. Корсаков, А.А. Токарский). В числе почетных и действительных членов Московского психологического общества состояли лидеры нового естественнонаучного течения в психологии — И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и др.

Информация о работе Развитие отечественной и зарубежной психологии