Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:34, реферат
Цель работы: изучить основные направления отечественной и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные этапы становления зарубежной и отечественной психологии
2. изучить основные психологические школы
3. проанализировать концепции различных направлений отечественной и зарубежной психологии.
Введение
Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии
1.1 Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
1.2 Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века
1.3 Состояние психологического знания в России в начале XX века
1.4 Экспериментальная психология
1.5 Развитие советской психотехники
1.6 Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
Вывод по первой главе
Глава 2.
2.1 Развитие психологии в период античности
2.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения
2.3 Развитие психологии в новое время
2.4 Бихевиоризм
2.5 Гештальтпсихология
Вывод по второй главе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия
им. Д.И.Менделеева»
Кафедра теоретической и практической психологии
Тема: «Развитие отечественной и зарубежной психологии»
Проверил:Доцент К.Пс.Н. Бостанжиева Т.М.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии
Вывод по первой главе
Глава 2.
Вывод по второй главе
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать историю развития. В моей работе я решила рассмотреть основные направления зарубежной и отечественной психологии.
Цель работы: изучить основные направления отечественной и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
А также
В своей работе я использовала теоретический метод.Так же были задействованы Интернет-ресурсы и печатные издания.
Объект исследования: общая психология.
Предмет исследования: основные психологические теории.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ отечественной психологии
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития.
В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.
В 1796 году выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - "Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия". Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своей книге пишет о том, что "душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша.
Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый - энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII веке. Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе "Слово о происхождении света" выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Особенно богата психологическими идеями работа "Краткое руководство к риторике". Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологии речи.
Социальную базу отечественной
психологии XVIII века составлял феодально-крепостной
строй. Обострение его глубочайших противоречий
в художественной форме заклеймил А. Н.
Радищев в своей книге "Путешествие
из Петербурга в Москву" (1790 г.), за которую
был сослан в Сибирь. Выражая настроения
всех прогрессивно мыслящих деятелей
русского общества, он потребовал полного
уничтожения крепостного права.
В условиях усиления крепостного
гнета А. Радищев со всей остротой поставил
проблему человечества. Базой его научных
идей было революционно - демократическое
мировоззрение. Однако, не меньше, чем
материалистические взгляды А. Радищева,
его психологию определяла гуманистическая
этика. Радищев отрицал существование
души как самостоятельной субстанции.
Психика является функцией известных
органов тела - нервов и мозга, и без него
невозможна. Большое место в трудах А.
Н. Радищева занимает проблема развития
психики и, в связи с этим, сравнение психики
человека и животных. Выдвигается положение
о специфичности образа жизни человека:
он не приспосабливается к природе, но
преобразует ее, обладает речью, прямой
походкой. Подчеркивается особая роль
руки, высокое развитие мозга. Качественные
отличия ощущений человека связываются
со своеобразием его знаний. Особенно
отмечается роль занятий искусством, вооруженность
различными средствами - все это расширяет
возможности органов чувств "до беспредельности".
Отдельно указывается на роль языка и
речи в формировании индивидуального
сознания. Вопросу о бессмертии души А.
Н. Радищев посвящает философский трактат
"О человеке, о его смертности и бессмертии",
где он пишет: "Я зрю везде смерть, то
есть разрушение; из того заключаю, что
и я существовать перестану... смерть всего
живущего заставляет ожидать того же жребия".
Однако в результате мучительных размышлений,
Радищев приходит к выводу о неразрушимости
специфически человеческой особенности
- "мысленности". В своей книге "Путешествие
из Петербурга в Москву" А. Н. Радищев
дает правдивое, исполненное сочувствия
изображение жизни простого народа. Книга
было конфискована и до 1905 г. распространялась
лишь в рукописном варианте.
Вывод Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII века, дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX веке.
В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.Бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспектив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже открытые, известные факты, но и проливающих на них новый свет, ставящих новые задачи не только перед данными исследователями, но и перед учеными следующих поколений. Именно такими и были 60-80 годы XIX века, таким ученым был Сеченов, такими были и Кавелин, и Веселовский, и Потебня.
Существовало два направления в проблеме человека: антропологический и теологический
К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении – от И.М.Сеченова до И.Л.Павлова и А.А.Ухтомского. К теологическому принципу В.С.Соловьева восходит апология "нового религиозного сознания" в трудах Н.А.Бердяева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Л.Франка и др. И новое учение о поведении, и апология "нового религиозного сознания" являлись плодами русской мысли, двух ее мощных течений – естественнонаучного и религиозно-философского.
Динамика обоих течений пронизывала представления о человеке, складывавшиеся в этот период в русском общественном сознании. Те, чьей интеллектуальной активностью строился этот образ, прежде чем занять собственную, противостоящую другой идейную позицию, испытали неудовлетворенность этой другой.
Эти социальные и мировоззренческие изменения привели к тому, что в психологии произошла перемена курса с психологии материалистической, ориентированной на естествознание, на, психологию идеалистическую, связанную преимущественно с философией и социологией. После господства материализма и позитивизма и увлечения естественными науками начинается возрождение интереса к философии.
Кроме мировоззренческих, были и чисто научные причины произошедших изменений. С одной стороны, развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованию явлений гипнотизма, бессознательных структур психики. С другой стороны, успех философии А.Шопенгауэра и Э.Гартмана, нашедших себе в России многочисленных поклонников, доказал недостаточность объяснительных принципов позитивизма, особенно для раскрытия специфики познавательных процессов. Это заставило не только философов, но и естествоиспытателей, стремящихся к цельному мировоззрению, вновь обратиться к философии. Интересно, что вышедшая в 1881 году книга Н. И. Пирогова "Вопросы жизни из дневника врача", в которой он обосновывает свою телеологическую точку зрения и обнаруживает себя как глубокий и самостоятельный религиозный мыслитель, была очень тепло и сочувственно встречена в обществе. В то же время подобные книги, появившиеся в 60-70-х годах, неизбежно отвергались как научным, так и вообще общественным мнением. Характерный поворот мнений в естествознании виден и в книге 1906 года "Сборник по философии естествознания", хотя не исчезла и ориентация психологов на естественные науки, стремление к построению объективной психологии, исследующей поведение человека и животных, основы которой были заложены Сеченовым. В новых условиях идеи И.М.Сеченова разрабатывались И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым, В.А.Вагнером и другими исследователями.
В начале XX столетия
психология в России мощно заявила о себе,
заняв достойное место в системе наук.
Уходя своими корнями в две главные области
научной мысли—в сферу философско-исторического
и естественнонаучного знания—она в конце
XIX—начале XX веков превращается в самостоятельную
научную дисциплину. Этот процесс институционализации
психологического знания сопровождался
необходимыми логико-научными (определение
задач и предмета исследования, разработка
программ и выделение направлений развития,
обоснование адекватных методических
приемов и принципов исследования психической
реальности и т. д.) и организационно-научными
(со-здание специальных психологических
центров и психологических научных изданий,
формирование кадров ученых-психологов
и т. д.) преобразованиями. Своеобразным
их итогом, завершением и одновременно
точкой отсчета, определяющей начало нового
этапа в развитии психологической мысли,
уже как самостоятельной научной дисциплины,
в истории российской психологии стал
1885 год—время создания в Казани известным
неврологом и врачом-психиатром В.М.Бехтеревым
первой психофизиологической лаборатории.Процесс
оформления психологии как самостоятельной
науки осуществлялся не как одномоментный
акт, а был подготовлен объективно всей
предшествующей историей развития психологической
мысли в рамках других областей науки
и практики, сопровождался накоплением
и осмыслением разнообразной психологической
феноменологии. Уровень интереса к психологии,
признания ее научной и практической ценности
отражался и во все более частом и настойчивом
включении в рассмотрение психологических
проблем представителей научного сообщества
и художественной интеллигенции. Возрастал
авторитет психологии. Она становилась
предметом внимания специалистов смежных
наук и практических сфер: врачей, педагогов,
физиологов, этнографов, языковедов, юристов,
биологов. Ученые разных профилей, литераторы,
публицисты часто в популярной и, как правило,
в дискуссионной форме, апеллируя к житейской
практике, высказывали здесь свои мнения
и суждения по широкому кругу насущных
психологических вопросов, включая, таким
образом, в их обсуждение широкую читательскую
аудиторию. Ими рассматривались проблемы
мотивов и поступков поведения человека;
наследственности и психических состояний;
развития психики ребенка, ее особенностей
и связанные с этим вопрос гуманизации
воспитания и обучения и т. д. Междисциплинарные
связи психологии с другими науками не
ограничивались сферами "психология-философия",
"психология-физиология", но включали
широкий круг взаимодействующих с психологией
научных дисциплин. Это существенно расширяло
область психологических исследований,
обусловливая возникновение новых проблем
на стыке разных наук, открывая путь к
более глубокому, многостороннему, комплексному
рассмотрению исследуемых в психологии
феноменов.
В этом отношении показательна
деятельность Московского психологического
общества, основанного в 1885 г. при Московском
университете (до 1888 г. общество возглавлял
М.М. Троицкий, затем его сменяли на этом
поприще Н.Я. Грот и Л.М. Лопатин). Членами
общества были ученые разных научных направлений
и ориентации - выпускники и преподаватели
историко-филологического и других факультетов
Университета, представители естественнонаучных
дисциплин, прежде всего врачи-психиатры.
Наряду с учеными традиционного, философско-ориентированного
подхода в психологии (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов,
С. Трубецкой, М. Лопатин), в руководстве
обществом были также сторонники естественнонаучного,
экспериментального течения (С.С. Корсаков,
А.А. Токарский). В числе почетных и действительных
членов Московского психологического
общества состояли лидеры нового естественнонаучного
течения в психологии — И.М. Сеченов, В.М.
Бехтерев и др.
Информация о работе Развитие отечественной и зарубежной психологии