Развитие отечественной социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:38, доклад

Краткое описание

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы».

Файлы: 1 файл

Развитие отечественной социальной психологии.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

Развитие отечественной  социальной психологии

В России социальная психология развивалась  под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической  мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского  состоит в том, что он впервые  обобщил опыт наблюдения и анализа  массовой психологии, накопившийся в  русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические  особенности народных масс в связи  с революционно-освободительным  движением в России. Широкое распространение  получила его концепция «героев  и толпы». Рассматривая толпу как  «самостоятельное общественно-психологическое  явление», Михайловский считал, что  герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических  механизмов взаимодействия людей в  толпе, по мнению Михайловского, выступает  подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового  поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что  объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной  социально-психологической мысли.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Плеханов, революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. С позиций исторического  материализма он дал определение  понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал  место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил  из материалистического принципа социальной обусловленности общественного  сознания.

Вскоре после установления в  России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической  науки. В своих поисках в области  социальной психологии отечественные  исследователи старались в той  или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям  советской системы. В 20-е гг. выходит  ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук —  психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог Вагнер, невропатолог и  психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог  Войтоловский. Этот период характеризуется  острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических  и методологических основах. Предпринимаются  отдельные попытки построения системы  социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский).

Следует особенно отметить труды Бехтерева, проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще  в конце прошлого века, когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно  возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его  терминологии). Свое понимание социально-психологических  явлений он представил наиболее полно  в книге «Коллективная рефлексология». Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных групп, выступает  с оригинальной классификацией коллективов, правда, использует этот термин очень  расширительно. При объяснении социально-психологических  явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей  идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно, что концепция «коллективной  рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике  за «механистический материализм». Занимаясь  изучением взаимодействия и взаимовлияния  членов коллектива, Бехтерев первым в  отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных им совместно  с Ланге, состояла в том, чтобы  сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии.

Большое внимание уделялось в 20-е  гг. проблемам детских, ученических  коллективов, которые рассматривались  не только в педагогическом, но и  в социально-психологическом аспекте (Аркин, Беляев и др.). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начинались поиски методов социальной психологии.

Однако период конца 20-х — начала 30-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических  работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость  развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников  была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости  в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти тридцать лет —  до конца 1950-х гг. В Большой Советской  Энциклопедии хорошо представлено сложившееся  к этому времени официальное  отношение к социальной психологии. В 1957 г. она характеризуется как  «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим  объяснением».

Таким образом, период начала 30-х —  конца 50-х гг. не без основания  можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Достойны упоминания лишь труды педагога и писателя Макаренко, в течение 15 лет руководившего  организациями по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Практическая деятельность Макаренко послужила основой  для его «теории и методики коммунистического воспитания в  коллективе». Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной  из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста». Основная позиция Макаренко состояла в  том, что личный интерес человека — это «правильно понятый общественный интерес». Взгляды Макаренко как  нельзя лучше соответствовали идеологии  марксизма-ленинизма и оказали  большое влияние на советскую  педагогику и социальную психологию. В период с начала 50-х и до середины 80-х гг. эти идеи не подлежали какой  бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взглядов Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».

Новый этап в развитии отечественной  социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское  руководство допустило некоторую  либерализацию научной сферы. По существу это было время возрождения  в СССР социальной психологии как  науки. В своих статьях, опубликованных в 1959 г., ряд ленинградских ученых (Ананьев, Ковалев, Парыгин) выступили  с критикой нигилистического отношения  к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходимость разработки социальной психологии на марксистской основе. В  начале 60-х гг. заметным явлением в  психологической среде стала  дискуссия о предмете социальной психологии, развернувшаяся на страницах  журнала «Вопросы психологии». Здесь  выступили такие инициаторы развития отечественной социальной психологии, как Баранов, Парыгин, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Платонов.

Важным событием для этой отрасли  знания было создание в 1962 г. первой в  стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном  университете (под руководством Кузьмина). Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (книги Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы социальной психологии»). В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».

Известно, что важным моментом становления  любой науки является организация  подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в  Ленинградском университете (под  руководством Кузьмина) и в 1972 г. в  Московском университете (под руководством Андреевой). Начинается подготовка дипломированных  специалистов по социальной психологии. В 1980 г. выходит первый учебник для  студентов вузов — «Социальная  психология» Андреевой, выдержавший  к настоящему времени несколько  изданий.

В последующие годы отечественные  социальные психологи проводят свою работу в различных сферах общественной жизни. Публикуются материалы исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства  и культуры, организациях системы  здравоохранения. Расширяется также  масштаб практического использования  социально-психологических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КУЛЬТУРА АССИРИИ<неиО повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил "семейным кладбищем"). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были глинобитными. В Ассирии климат менее жаркий, чем в Нижней Месопотамии. Поэтому одежда ассирийцев была более основательной, чем у вавилонян. Она состояла из длинной шерстяной рубахи, поверх которой в случае надобности оборачивали еще шерстяную ткань. Ткани были белыми или окрашенными в яркие цвета с помощью растительных красок. Богатые одежды изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но ткань из нее была баснословно дорогой. Обувью служили сандалии из кожаных ремней, а у воинов - сапоги.<неиИзделия ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих стран массами угоняли в Ассирию. Сюда же в огромном количестве привозили и награбленные произведения искусства. Поэтому изделия местных мастерских трудно, а подчас и невозможно отличить от "импортных".<неиАссирийская архитектура тоже не отличалась самобытностью. Как отмечали сами ассирийские цари, их дворцы строились "на хеттский манер", заимствованный из Сирии, но дворцы эти были грандиозных размеров. Однако главное украшение этих дворцов - многофигурные композиции с изображением мифологических, жанровых и батальных сцен, выполненные в очень низком рельефе на плитах из мраморовидного известняка и частично раскрашенные минеральными красками, - представляет собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства. В стиле и технике этих рельефов можно проследить такие традиционные черты месопотамского искусства, как "мультипликационная" передача последовательных моментов той или иной сцены: на одном и том же рельефе царь изображен приближающимся к алтарю и склоненным перед ним. Местные, ассирийские традиции проявляются в очень свободном расположении фигур на плоскости, в замене изображения божества его символом. Наконец, здесь можно обнаружить и следы хурритского, сирийского, египетского, Эгейского стилей. В общем же из всех этих разнородных элементов образовалось удивительно органичное и самобытное целое. Основной (почти единственный) сюжет рельефов - царь и его деятельность. Поэтому на них можно увидеть пиры и битвы, охоту и торжественные процессии, религиозные обряды, осады и штурмы крепостей, военные лагеря и войска, жестокие расправы над побежденными и принесение даней покоренными народами. Хотя все эти сцены скомпонованы из повторяющихся канонических деталей, заметить это для обычного зрителя почти невозможно: прихотливость и смелость композиции придают им бесконечное разнообразие. Варьируется и техника исполнения - от тщательной проработки деталей, изобилия подробностей (прически, локоны, бороды, вышивки на одежде, украшения, сбруя лошадей и т.п.) до графической скупости, изысканной стилизации, когда дается почти один только контур (знаменитое изображение раненой львицы). Сильное, стремительное движение (скачущие лошади, бегущие звери) сочетается с тяжеловесной, подчеркнутой статуарностью царя и его спутников (величественные позы, подчеркнутая мускулатура, преувеличенные размеры фигур). Цвет в этих изображениях, как и в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет чисто декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей, желтые фигуры на голубом фоне и т.п. Царей изображают и немногие дошедшие до нас образцы круглой скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка из янтаря и золота, изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на миниатюрные размеры, она создает ощущение мощи и величия. Изображения ассирийских рельефов сюжетны, повествовательны, и в этом их отличие от искусства соседних народов, где преобладает декоративное начало. Но технические приемы, выработанные ассирийскими скульпторами, оказали влияние на персидскую (видимо, через мидийское посредство) и, возможно, даже на греческую скульптуру. И в наше время ассирийские рельефы, разрозненные, нередко разбитые, почти утратившие краски, производят очень сильное впечатление. Огромное количество и великолепное качество дошедших до нас рельефов позволяют заключить, что они изготовлялись в специальных мастерских с большим количеством первоклассных мастеров. То же самое можно сказать и о недавно обнаруженных в царском погребении великолепных ювелирных изделиях из золота, цветных камней и эмали. Что же касается повседневного "ширпотреба" (печати, амулеты и другие мелкие ремесленные изделия), то класс их исполнения, как правило, неизмеримо ниже.<неиДругим важнейшим вкладом ассирийцев в историю мировой культуры является разработка литературно-исторического жанра. Царские надписи, повествующие о событиях того или иного царствования, имели в Месопотамии многовековую традицию, но только ассирийцы превратили их в настоящую литературу. Хотя эти надписи принято называть "анналами", т.е. летописями, в действительности они ими не являются. Это литературные композиции, в которых исторические события определенным образом "аранжированы", чтобы повествование выглядело более красочным, а его главный герой - царь - более мудрым, доблестным и могучим. Поэтому "анналы" содержат нередко сильные преувеличения (числа убитых врагов, размеров добычи и т.п.) и вместе с тем о многом умалчивают (преимущественно, разумеется, о неудачах). Сюда же относятся и так называемые "письма богу Ашшуру" - своеобразные "рапорты" царя богу и жителям города Ашшура о военных походах, их причинах, течении и результатах. Эти тексты в литературном отношении еще интереснее "анналов". Так, в "Письме Саргона II богу Ашшуру" мы впервые в мировой литературе встречаем описания пейзажей. Там же встречаются цитаты из "классической" литературы, например из "Эпоса о Гильгамеше". Хотя и "анналы", и "письма", подобно рельефам, нередко компонуются из стандартных деталей (особенно в описании повторяющихся событий), их энергичный и красочный стиль, яркая, хотя подчас и грубоватая, образность делают их захватывающим чтением. Ассирийские историки всячески старались показать свою ученость: обильно цитировали старинные тексты, старались писать на "хорошем" аккадском языке, т.е. на литературном вавилонском диалекте. Особенности ассирийских анналов, конечно, сильно затрудняют их использование в качестве исторического источника, но зато повышают их литературную ценность (хотя и историческая ценность их огромна).<неиЧто же касается других литературных жанров, то произведения на аккадском языке с начала I тысячелетия до х.э., в отличие от II тысячелетия до х.э., почти не создаются, а только переписываются и комментируются - как в Ассирии, так и в Вавилонии. За исключением уже упоминавшихся "анналов", "писем" и хроник, известные нам новые литературные произведения этого времени немногочисленны. Но среди них есть очень интересные псалмы, гимны богам и даже лирика. Особо следует отметить рассказ о путешествии некоего царевича в Царство мертвых и о том, что он там увидел. Это - самое раннее известное нам в мировой литературе сочинение того своеобразного жанра, вершиной которого стал через два тысячелетия "Ад" Данте. Упадок аккадской поэзии, однако, сильно заметен. Видимо, это связано с быстро развивавшимся процессом вытеснения из разговорной практики аккадского языка арамейским и с появлением новой литературы на арамейском языке. Об этой литературе на ее начальной стадии мы знаем пока очень мало, так как по-арамейски писали обычно на папирусе и других недолговечных в условиях Месопотамии материалах (хотя и известны немногочисленные тексты, написанные клинописью по-арамейски). Арамейская литература, видимо, и послужила своего рода "мостом" от литератур ранней древности к более поздним. Примером здесь может служить так называемый "Роман об Ахикаре", как предполагается, ассирийского происхождения, дошедший до нас на арамейском языке (древнейший список из египетской Элефантины, V в. до х.э.). "Роман об Ахикаре" был очень популярен в древности и в средние века: известны его греческая, сирийская, эфиопская, арабская, армянская и славянская версии. На Руси он был известен под названием "Сказание об Акире Премудром". Это занимательное и одновременно назидательное повествование о мудром советнике царя Синаххериба Ахикаре и его неблагодарном приемном сыне, оклеветавшем и едва не погубившем своего благодетеля. В конце концов, однако, справедливость торжествует. Благие советы и укоризны Ахикара, адресуемые им своему воспитаннику, выражают этические взгляды, господствовавшие на Ближнем Востоке в I тысячелетии до х.э. Недавно было установлено, что Ахикар - историческое лицо. Из Египта же происходит и другой, недавно опубликованный очень интересный текст - так называемый "Роман об Ашшурбанапале и Шамаш-шум-укине", своеобразная художественная интерпретация известных исторических событий. Текст написан на арамейском языке египетским демотическим письмом (такие тексты чрезвычайно редки) и повествует о споре двух братьев за верховную власть и о безуспешных попытках их сестры помирить их. Видимо, и это произведение восходит к ассирийскому времени либо очень близко к нему. Надо надеяться, что новые находки позволят существенно расширить наши знания об арамейской литературе на раннем этапе ее существования. В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль богов"). Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э.<неиВесьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые "Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ), которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода "научную" компиляцию - свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна - от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички (B+O+G). Они датируются XIV-XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше.<неиСвоеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты весьма архаичные, так и серьезные нововведения.<неиК последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные "блоки", каждому из которых посвящена особая табличка (в ЗХ группировка значительно более дробная), ибо "предмет" понимается в САЗ чрезвычайно широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - "дочери человека", "жены человека", вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против нее, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами, женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как преступница, и как потерпевшая. "Заодно" сюда же отнесены действия, совершаемые "женщиной или мужчиной" , а также дела о мужеложстве Такая группировка, разумеется, значительно удобнее, чем в ЗХ, но и ее недостатки очевидны: воровство, например, оказывается в двух разных табличках, ложные обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички (А и N); такая же участь постигает и нормы, касающиеся наследования Впрочем, эти недостатки очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных наказаний - порки и "царской работы", т.е. своего рода каторжных работ (помимо денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием правовой мысли, так- и сохранением общинной солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно отнести В + О, согласно которым убийца выдается "хозяину дома", т.е. главе семьи убитого. "Хозяин дома" может поступить с ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается). Такое смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ.<неиАшшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова). Однако при этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении определенного срока заложники считались "купленными за полную цену". С ними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать "в другую страну" Земля служит объектом купли-продажи , хотя и под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на землю сочетается с сохранением определенных прав общины.<неиПатриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще "большая семья", и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. "Как ему угодно" он может поступить и со своей "согрешившей" незамужней дочерью Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. По суду же на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних), ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею детей, но во всех остальных случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало - обязательную принадлежность костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по произволу господ.<неиСАЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и "добровольное" поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи, из принципа талиона (воздаяние равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний. <неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи1. Древний Вавилон и переплетение культур<неи   В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.<неи   Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.<неи   Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.<неи   Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.<неи   И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.<неи   В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.<неи   Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).<неи   Культ небесных светил - как проявление божественной воли.<неи   Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.<неи   Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.<неи   В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.<неи   Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.<неи   Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии.  В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.<неи   Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.<неи   Как, например, распорядиться своим имуществом?<неи   Все равно умрем - давай все растратим!<неи   А жить-то еще долго - давай копить.<неи   Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:<неи   Ты идешь завоевывать земли врага.<неи   Враг приходит, завоевывает твою землю.<неи   Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.<неи   Вот, например, что там сказано:<неи   Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,<неи   Пусть все твои дочери выйдут замуж,<неи   Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,<неи   Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,<неи   В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.<неи   Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.<неи   Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.<неи   Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.<неи   Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.<неи   Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..<неи   В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.<неи   Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.<неи   Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.<неи   Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.<неи   ...Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.<неи   Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...<неи   Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.<неи   При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.<неи   Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.<неи   При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.<неи<неи<неи2. Культура Ново-Вавилонского царства<неи   Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.<неи   Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.<неи   Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.<неи   При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.<неи   Вот запись, оставленная этим царем:<неи   "Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".<неи   Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.<неи   Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение  в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.<неи   Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".<неи   Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.<неи   Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.<неи   Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.<неи   От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.<неи   Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...<неи   Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.<неи   Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.<неи   Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.<неи   Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".<неи   Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами – самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).<неи   По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда ее воодушевляли.<неи   С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилон пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.<неи   Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса — нравственно-этического, предтечу христианского — вокруг нового солнца, страждущего человека.<неи<неи<неиЗаключение<неи   На рубеже XIX — XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) — область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата — нередко определяли термином Вавилония.<неи   Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.<неи   В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689г. до н. э.  полностью разрушен. <неи   Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь стала самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.<неи   Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.<неи   В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неи<неишумер<неиШуме?р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э.<неиШумеры<неиШумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современногоИрака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.<неиЯзык<неиЯзык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.<неиПисьменность<неиДревнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись. Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стило) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I в. н. э. Система шумерского письма — словесно-слоговая. В её основе лежит многозначная идеограмма и дополнительный знак, выражающий связь с конкретным звуковым элементом. Клинообразный значок фиксирует некоторое общее понятие (найти, умереть, продать), а система дополнительных значков однозначно привязывается к обозначению какого-либо класса предметов. Например, имеется значок, обозначающий хищное животное: ? При использовании его в каком-либо тексте при помощи значков автор указывает, что это было конкретное хищное животное: лев ??? или медведь ???.<неиТаким образом, в шумерской письменности возникает определённая система значков, имеющих относительно строгую фиксацию.<неиИстория<неиВо второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусствоммореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли богиАну, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организациейирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — островДильмун, однако гор на этом острове нет.<неиОбосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших «до потопа», и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список». Кроме Эреду, в качестве «допотопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак(впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.<неиI раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)<неиВ начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:<неиДревнее Междуречье<неи1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине рекиДиялы.<неи2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.<неи3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города, расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.<неи4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.<неи5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.<неи6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.<неи7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.<неи8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.<неи9. Ур. Расположен в устье Евфрата.<неи10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.<неи11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.<неи12. Ларак (город). Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.<неи13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.<неи14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.<неиИз городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.<неиКультовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.<неиАнализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере — Киш, господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге — поочерёдно Ур и Урук. Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.<неиII раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)<неиПоражение Аги под стенами Урука вызвало, как кажется, нашествие эламитов, покорённых его отцом. Кишская традиция помещает после I династии Киша династию эламского города Авана, которая, очевидно, установила свою гегемонию, помимо Элама, и в северной части Двуречья. Та часть «списка», где следовало бы ожидать имена царей династии Авана, повреждена, но возможно, что одним из этих царей был Месалим.<неиНа юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.<неиПравители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя — лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке, в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями — военными или другими.<неиIII раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)<неиIII этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.<неиВ этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:<неи* Вавилон (ныне ряд городищ у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).<неи* Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.<неи* Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном<неи* Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.<неи* Пуш на канале Зуби, в его нижней части.<неиНовые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по-шумерски «граница», скорее всего, граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб), некоторые номы и города, упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода, не поддаются локализации.<неиКо времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья, предпринятый из города Мари. Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь, сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей — восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники — аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера — городах Кише и Акше. Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга — лугалями Ура.<неиПо древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.<неиВ XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.<неиКультура<неиШумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.<неи]Архитектура<неиВ Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.<неиЛитература<неиОдним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге.<неиИзвестен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».<неиРелигия<неиШумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из коих известна как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:<неи* энство<неи* истина<неи* царская власть<неи* закон<неи* искусство<неиЧеловек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.<неиВселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.<неиШумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.


Информация о работе Развитие отечественной социальной психологии