Пути
формирования благоприятного
психологического климата
педагогического
коллектива
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим
условием развития коллектива, его
устойчивости, жизнеспособности является
создание условий для активной
деятельности участников педагогического
процесса. Практически от того, насколько
дружелюбна, основана на взаимном
уважении и сдержанности сложившаяся
атмосфера, каков психологический
климат в коллективе, насколько
предсказуема и уважительна позиция
и поступки руководства и коллег
– от всего этого зависит
время успешной жизни коллектива,
его поступательное движение
к поставленным целям. Климат
в учебном заведении оказывает
мощное влияние на успехи и
неуспехи каждого педагога, и безусловно,
влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние
взгляды и деятельность ученика.
Проблема
формирования благоприятного психологического
климата актуальна для нашего
коллектива.
Формирование
благоприятного психологического
климата – это одна из главных
задач в работе администрации.
Если не урегулировать психологический
климат в коллективе, то с большим
трудом решаются все остальные
вопросы.
Психологический
климат в коллективе зависит
от сложившейся в нем системы
отношений.
В
2002 году было проведено полное
исследование социально психологического
климата педагогического коллектива.
Был определен уровень толерантности
во взаимоотношениях между членами
коллектива. Исследование показало,
какие факторы способствуют успешному
достижению поставленных целей
и какие мешают. Выявился круг
проблем, которые требовали срочного
решения.
Было
выявлено, что 57% учителей оценивают
климат в коллективе как неблагоприятный.
Теперь ежегодно
замеряется психологический климат.
Психологический
климат в коллективе становился
более благоприятным и стабильным.
Но проблемы ещё существуют.
Целью
работы является:
- Выявить особенности
развития психологического климата.
- Определить пути
формирования психологического климата
в педагогическом коллективе.
- Подготовить материалы
для разработки мероприятий по совершенствованию
уровня развития коллектива педагогов
школы.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Понятие
психологического климата.
Климат не
статичен, он видоизменяется во времени
– пылко-романтическое приятие
коллег или сдержанная уверенность
в том, что здесь хорошо, достаточно
быстро сменяются разочарованиями,
пересмотром первых впечатлений. Строительство
психологического климата – это
важнейшее дело не только администрации,
но и каждого члена коллектива.
Достаточно появиться в коллективе
одному или нескольким агрессивно настроенным
учителям и вся созидательная
работа коллектива на протяжении многих
лет может пойти насмарку.
Атмосфера
в педагогическом коллективе
капризна и переменчива. В отличие
от атмосферы, климат коллектива
представляет собою нечто более
устойчивое, о нём можно говорить
как о характеристике коллектива.
Социально
– психологический климат обычно
определяется как психологический
настрой в коллективе или как
устойчивый эмоциональный настрой
– в нём соединяются настроения
членов коллектива , их переживания,
волнения, отношения друг к другу и окружающим
событиям. Мы склонны определять понятия
климата через понятия отношения, ибо
именно феномен отношения обуславливает
то, что принято называть климатом: тот
сгусток отношений, в котором находится
каждый член коллектива определяет его
состояние и самочувствие, а значит, влияет
на меру проявления своего индивидуального
«Я», а в итоге, на общее личностное развитие
каждого члена коллектива.
Если
вспомнить о том, что понятие «климат»
(греческое «наклон») позаимствовано из
географии и метеорологии и означает «наклон
земной поверхности к солнечным лучам»,
то можно привести следующую аналогию:
как климат влияет на том или ином участке
земли определяется углом наклона земной
поверхности к солнечным лучам, так и психологический
климат в коллективе зависит от сложившейся
в нём системы отношений.
Климат
называют благоприятным, если
в коллективе царит атмосфера
доброжелательности, заботы о каждом,
доверия и требовательности. Если
члены коллектива готовы к
работе, проявляют творчество и
достигают высокого качества, работая
без контроля и неся ответственность
за дело. Если в коллективе
каждый защищён, чувствует причастность
ко всему происходящему и активно
вступает в общение. Руководитель
в таком случае не является
источником угрозы, отношение к
нему устанавливается как к
члену коллектива, за ним признаётся
право принятия значимых для
коллектива решений.
Каждый
член коллектива с благоприятным
климатом уверен в себе, поскольку
чувствует себя принятым, знает
свои достоинства, свободен в
выражении собственного мнения.
Преобладающее настроение можно
определить музыкальным термином
«мажор».
У
администрации, заинтересованной
в создании благоприятного психологического
климата, неизбежно возникает
целый ряд вопросов: «Как установить
в педагогическом коллективе
такие отношения?», «Поддаётся
ли психологический климат коррекции?»и
другие.
Каждый
практик, имеющий дело с группами
людей, знает, что удачная шутка
может изменить настроение всех
присутствующих; появившиеся в комнате
цветы, зазвучавшая музыка, чаще
всего внесут изменения в
общий настрой, даже новая мебель,
завезённая в школу, может повлиять
на состояние людей. Что в
данном случае претерпевает изменения?
Климат?
Но ведь он есть совокупность
устойчивых отношений, сложившихся
в группе, которые изменить в
течении нескольких часов или даже минут
едва возможно.
Чтобы
ответить на этот вопрос, следует
развести понятия «климат» и
«атмосфера» – что и предложили
в своё время К.К. Платонов,
В.Д. Парыгин, А.Н. Лутошкин и другие
исследователи, обратя внимание на принципы
стойкости – подвижности обозначенных
данными понятиями явлений. И тогда, с
этой точки зрения, формирование климата
заключается в постоянном создании и возобновлении
атмосферы, целесообразной для взаимоотношений
в педагогическом коллективе.
Создавая благоприятную психологическую
атмосферу, воспроизводя её снова и снова,
администратор обеспечивает все предпосылки
для того, чтобы сиюминутная система отношений
в педагогическом коллективе приобрела
характер постоянства.
Итак,
психологический климат - межличностные
отношения, типичные для трудового
или учебного коллектива, которые
определяют его основное настроение.
Типы
педагогов
Как правило,
школьный коллектив, в том числе
и в связи с особым характером
педагогической деятельности, не представляет
собой монолит. В нем существует
несколько характерных типов
людей, складывающихся в малые группы
и оказывающих то или иное влияние
на коллег и учащихся. Перед администрацией
в связи с этим стоит непростая
задача управления этими процессами.
А это предполагает своевременное
определение:
- нравственного
центра тяжести в коллективе;
- сформированности
и признания большинством коллектива
позитивных ценностей;
- необходимости
знать, учитывать и использовать возможности
и особенности участников различных малых
групп.
1. «Временно
исполняющих обязанности». Эти люди,
как правило, не поддерживают отношений
с коллегами, не интересуются тем, чем
живёт школа, достаточно добросовестно
выполняют свои обязанности, своевременно
сдают нужную документацию, не вступают
в доверительные отношения с учениками
и родителями, выполняют необходимую внеклассную
работу «без трепета и наслаждения», не
желают работать классными руководителями,
довольно безразличны и к похвале, и к
хуле.
2. «Всадники
с шашкой наголо». Всегда в конфликте,
в поисках врага , проблем и недостатков,
агрессивные, уж точно знают истину, то
кого-то клянут, то перед кем-то извиняются,
не разобравшись в сути происходящего,
созывают людей на баррикады, оконфузившись,
быстро стряхивают с себя следы былых
неудач и тут же встревают в новую драку,
не имеют склонности к анализу, превращают
школу в арену политических битв, порой
навсегда забывая о том, что вроде бы неплохо
заняться своим прямым делом : учить детей.
Определение
психологического климата
При определении
психологического климата в коллективе
необходимо учитывать ряд значимых
обстоятельств:
- Частота заболеваний
педагогов и учащихся.
- Число увольняющихся
и количество желающих уволиться (если
было бы куда)
- Конфликтность
в коллективе (вертикальная – между администрацией
и педагогами, горизонтальная – между
педагогами, детьми, родителями).
- Ведущая тональность
настроений.
- Сплочённость
коллектива
- Отношение к критике
- Доброжелательность
во взаимоотношениях
- Преобладающий
стиль управления
- Наличие атмосферы
и условий для творчества
- Положительный
заряд островных культур (соответствие
целей и деятельности малых групп целям
и интересам школы)
- Признание важности
школьной миссии при разных интересах
участников педагогического процесса
- Толерантность
(новый характер отношений, в основе которого
лежит уважительное отношение к человеку
вообще, к его взглядам, вере, языку, особенностям,
настроениям, переживаниям, болям, обидам…)
- Умение администрации
выстраивать ситуацию выбора и успеха
(управление успехом).
- Удовлетворённость
от принадлежности к данному коллективу.
- Уважение и признание
ценностей и традиций.
- Единство педагогического
коллектива и администрации (единство
администрации).
- Устойчивость
и позитивность жизненных установок.
- Удовлетворённость
своей деятельностью.
Анкета
«Климат в коллективе» (для
учителей и учащихся).
- Оцените Ваше
состояние здоровья (в процентах).
- С кем у Вас бывают
конфликты:
- с администрацией;
- с учащимися;
- с родителями.
- Где Вы обычно
разряжаетесь (снимаете напряжение):
- Часто ли Вы болеете?
- Вы хотели бы уволиться
(уйти в другую школу), если бы было куда
устроиться?
- Какова преобладающая
тональность Вашего настроения (мажор-минор)?
- Вы считаете: у
Вас сплоченный коллектив.
- Раздражает ли
Вас характер и тональность критики со
стороны Вашего руководства (педагогов)?
- Знаете ли Вы концепцию
развития школы?
По своей
сути эта анкета позволяет определить
уровень и характер толерантности
во взаимоотношениях между членами
коллектива, её результаты покажут
коллективу и администрации, какие
факторы способствуют успешному
достижению поставленных целей и
какие мешают, какие тенденции
следует развивать и что требует
переосмысления.
Проблема
взаимоотношений
в педагогическом
коллективе.
Социально-экономическая
защита педагогов
выступает как одна из важнейших задач
управления вообще и особенно в эпоху
нестабильности. Забота о человеческом
факторе является условием успешной деятельности
коллектива. Умение администрации создавать
атмосферу поиска, радости, интереса, сотворчества
– всё это является условием становления
личности, коллектива, школы.
Педагоги
очень отзывчиво и придирчиво
отслеживают деятельность администрации,
насколько она проявляет способность
и готовность к принятию оригинальных
управленческих решений и насколько
она в состоянии понять и оценить нестандартную
деятельность других. Администрация и
в первую очередь директор школы задают
тональность, сильно влияют на создание
в учебном заведении атмосферы творчества.