Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является:

Выявить особенности развития психологического климата.
Определить пути формирования психологического климата в педагогическом коллективе.
Подготовить материалы для разработки мероприятий по совершенствованию уровня развития коллектива педагогов школы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

   «В  последнее время мы стали уставать  не столько от работы, от общения  с детьми, сколько от предательства,  безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становиться нормой. Нормой становиться то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», - так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.

   Несомненно, проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе существует. В нём должны поддерживаться доброжелательные и уважительные, а ещё лучше тёплые и душевные отношения.

Всё начинается с любви к себе.

  Всё начинается  с любви к себе.

Необходимо  чтобы каждое утро вместе с вами первой просыпалась установка: «Я –  хороший, славный и замечательный». Зачем?

 Во-первых, это очень приятно (тот, кто  не верит, может попробовать  и убедиться). А во-вторых, и главное  – такого человека начинают  любить другие. Образ себя становится  образом для других. Заметим, что  это вовсе не снимает критичности  к себе. Доказано, что люди, принимающие  себя, не боятся сравнивать себя  с высокими эталонами и ставить  себе объективные , (то есть часто и низкие) самооценки.

   Привлекательно  и то, что искренне любящий  себя, не отягощённый неврозами  человек не имеет препятствий  в любви к другим, восприимчив  к их достоинствам и всегда  готов излить переполняющую его  любовь.

Вот маленький  «рецепт» создания мироощущения, способного вытянуть из любого невроза. Надо произнести следующие слова:                                    

          Я на свете всех умней,

          Не  боюсь я никого.

          Вот какой я молодец,

          Буду  жить теперь сто лет.

                Можно при этом погладить себя  по голове. 

Здоровая  душа должна быть энергически заряженной, чтобы били силы реализовать свои планы, чтобы были силы чего-то хотеть. Если мы хотим жить и работать, как  следует, то в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы в нашей  душе всегда был порядок.

   Проснулся, - умылся. Так же важно: проснулся,  настроил свою душу, чтобы жить  хотелось, чтобы всё было радостно, и чтобы душа была полна  энергии. А потом, в течении дня, надо следить, чтобы не расстраиваться: хранить душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне.

Правила работы с учителем.

   Администратор  в школе должен быть практически  психологом, понимающим, что учителя  нельзя заставить быть добросовестным, дисциплинированным и творческим  педагогом.

   Возможно психологически предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие мотивационной сферы учителя, создать такие отношения в коллективе, которые способствовали бы формированию положительной мотивации в деятельности каждого педагога.

   Оценивая  работу учителя необходимо всегда  придерживаться принципа! «Критика  – неэффективный способ информирования».  Почему? Критика, как мы знаем  из практики, вызывает моментальную  психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не суть  проблемы, как правило). Наша задача  – снять эту защитную реакцию,  давая понять каждому: «Говорим  о тебе не как  о личности, а как о профессионале». 

Необходимо  искать в коллегах доброе и хорошее. Обязательно отмечать достижения (можно и авансом).

Учительство  в своей массе профессия очень  энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит , и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональным заболеваниям и старению, - и всё это требует от самого учителя и администрации серьезного осознания того, что психологическое , умственное, физическое , нравственное, профессиональное здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче учащимся и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений.

   К сожалению, многие педагоги, отдавая всё время и силы своей души школе, довольно быстро становятся сварливыми, неуверенными в своей жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, что само по себе и неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет никакой ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими в педагогическом коллективе  наилучшими отношениями.

   И  важно знать, что переключение  видов деятельности, умение на  время забывать школьные проблемы, умение своё жизненное время  на работу и самообразование,  на удовлетворение своих человеческих, познавательных, творческих интересов,  умение и желание дать простор  своим чувствам через любовь  к близким. Через приобщения к искусству, через любовь к природе – без всего этого работа учителя, (а значит, и межличностные отношения в коллективе) становятся тусклой, однообразной, мучительной, бесцельной. Администрации школы и школьным психологам нужно своевременно диагностировать эти процессы в коллективе и стараться помочь учителям.

Правила работы с учителями:   

 1.      У хорошего директора постоянно увеличивается количество хороших учителей.

    2.      Плохие рабочие всегда стараются работать в школе с плохо поставленным управлением (управлением без целей, без смысла, без разумного контроля, без внимательного управления малых сдвигов к  лучшему в работе каждого учителя).

Правила работы с коллективом.

    1.      Ничто не мешает авторитету администрации успеху её деятельности, как неуважительное отношение к коллективу, выражающееся в уверенности руководителя, что он знает дело лучше других, а потому узурпирует право вступать во взаимоотношения с коллективом только или в основном в форме монолога.

    2.      Нельзя собирать коллектив, даже с самыми лучшими побуждениями, если ты до тонкостей не  продумал, зачем ты это делаешь и что именно ты ему скажешь. Несколько бессмысленных собраний – и смысл говоримого перестаёт восприниматься вообще.

    3.      Насколько важной, красиво построенной, оригинально поданной, представляющей всеобщую ценность должна быть информация, чтобы вызывать заинтересованное внимание коллектива!

    4.      Воздействие администрации на педагогов должно носить положительную энергетическую окраску.

    5.      Руководитель должен научиться слушать и уметь услышать всё то наболевшее, о чём порой не прямо, затаённо пытается сказать педагог.

    6.      Руководитель должен научиться активно влиять на педагогический коллектив (умение зажигать педагогов своими идеями и достаточно точно объяснить и научить предполагаемому манёвру).

    7.      Нужно научиться много знать об учителях, много думать о них, настраивая свою душу на волну их переживаний, смыслов, проблем. Нужно вовремя и точно найти самые главные слова, определяющие успех, достижения и радость без которой жизнь учителя становиться серой и печальной.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Итак, руководитель, если он стремится быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе:

  • добиваться единого понимания всеми администраторами школы основополагающих принципов «уважительного управления» (ровного, сдержанного, культурного, основанного на уважении и суверенитета личности);
  • точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;
  • способствовать психологической защищённости педагогов;
  • считать одной из важнейших задач разработку и реализацию социально-экономической защиты сотрудников, при этом выдвигать во главу угла документально-правовое обеспечение в рамках морального и материального стимулирования, для снижения субъективизма в этом деле;
  • руководитель должен знать реальные заслуги не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи;
  • руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи;
  • очень важно показать подчиненным степень важности выполняемой ими работы;
  • необходимо постоянно создавать условия профессиональной квалификации сотрудников;
  • дабы избегать дергания по мелочам, руководитель должен продумать систему управленческих требований;
  • проверка работы учителей, как правило, усиливает тревожность, приводит к недовольству и нарастанию конфликтности, поэтому руководитель должен подходить к внутришкольному контролю с позиций управления успехом. Сложившаяся практика поиск недостатков у учителя, пробелов упущений, вместо того, чтобы в ходе системного наблюдения и изучения процесса и результатов деятельности, совместно с учителем, искать возможные варианты усиления его деятельности;

    В  ходе работы над поставленной  проблемой было выявлено, что  необходима планомерная деятельность  по развитию педагогического  коллектива.

Психологический климат может быть стабильным и достаточно благоприятным, но коллектив при  этом находится на низком уровне развития.

   Дальнейшую  свою работу администрация школы  видит в решении именно этой  задачи.

  Школьный  коллектив представляет собой  организацию, которая целесообразно  устроена и выполняет важные  социальные функции. Теория психологического  коллектива разработана в трудах  Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г.  Шацкого, В.А. Сухомменского.

   В  школьном коллективе, в свою очередь,  выделяется педагогический  коллектив  и коллектив учеников.

   А.С.  Макаренко писал: «Коллектив учителей  и коллектив учеников – это  не два коллектива, а один коллектив  и, кроме того, коллектив педагогический».  Коллектив называют «Самым могущественным  оружием, известным человеку».  Он потенциально является могущественным  стимулом, фактором поддержки и  вдохновенья.  
 

Информация о работе Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива