Публичное выступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:19, контрольная работа

Краткое описание

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие публичного выступления. 3
2. Подготовка к выступлению.. 5
3. Начало выступления. 9
4. Как завоевать и удержать внимание аудитории. 12
5. Как завершить выступление. 18
6. Понятие групповой дискуссии. 20
Заключение. 22
Список литературы.. 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.59 Кб (Скачать)

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать  слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью  которого можно снять эмоциональную  напряженность, является юмор. Благодаря  юмору создается естественная пауза  для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора  — природный дар. И если оно  не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны  в этом смысле юмористические зарисовки  — парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности  формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз  писатель опоздал на званый ужин. Извинился  перед присутствующими и виноватым  тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и  задушить ее". Его выслушали с  любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться".

Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в  свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда  смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью —  тогда начинается умственное распутство"[8].

Постоянный зрительный контакт  позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза  не только "слушают" • они и "отвечают", — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А  контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении  в жизнь главной цели: ваши мысли  должны достичь слушателей, ваши глаза  должны соединиться с глазами  слушателей, как твердое рукопожатие  друзей", — советует Ф. Снелл. 

 

5. Как завершить  выступление

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление  на минуту раньше, чем позже отведенного  времени. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают  подбородок (выросла борода, пока ты говорил). Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют  признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. "Обязательно  возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться  удар от неожиданной радости", —  писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения  или бурного протеста. Некоторые  выступающие в таких случаях  бодро желают всем здоровья или бросают  реплику: "У меня все". Звучит это  банально, ведь известно, что последнее  впечатление самое сильное, и  если заключения нет — суть выступления  ускользает от слушателей.

Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление  не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой  цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и  пожеланием аудитории.

Заключение должно быть связано  с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается  с началом. Они вызывают положительные  эмоции, поднимают настроение.

Вот как закончил лекцию о  Средиземном море профессор М.А. Мензбир: "Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную  в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это  было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию"[9].

Очень часто после выступления  задают вопросы. Ответы на вопросы могут  исправить или испортить впечатление  от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Чтобы правильно реагировать  на заданный вопрос, необходимо уяснить  его суть. Если вопрос сформулирован  неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

На разъяснительные вопросы  отвечать следует обязательно. Недопустимы  реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"

На дополнительные вопросы  отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.

Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство  юмора.

6. Понятие  групповой дискуссии

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или  стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленные  виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется  содержательным аспектам спора, поэтому  одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или  полемики), который определяется конкретными  обстоятельствами[10].

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование.Дискуссия — это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой  последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и  того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии  формулируется до ее начала, что  дает возможность ее участникам подготовиться  к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия  отличается своей целенаправленностью  и используемыми средствами. Цель любой дискуссии — достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так  как она в большей мере ориентирована  на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных  элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных  участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми  ее участниками. Применение иных средств  не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных  точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой  синтез объективных и необходимых  черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии  должен выражаться в более или  менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии  или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается  более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется  до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку  других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.   

 

Заключение

В заключение подчеркнем, что  ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и  дать советы и рекомендации на все  случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к  подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные  риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее  положение, которое имеет силу определенного  закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение — важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда—публичное исполнение — был пройден успешно.

Надо уметь завладеть  своими чувствами и быстро подавить в себе сомнения, а тем более  чувство страха. Начав речь спокойно, нужно уметь не только ясно излагать свои мысли, но и видеть, чувствовать  аудиторию, если она даже многолюдна. Необходимо уметь подавить неизбежно  возникающее всякий раз желание  сказать слушателям как можно  больше. Опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда  не стремится, если можно сказать, «выговориться» по данной теме до конца. Он всегда оставляет  кое-что «про запас», и хорошо, когда  слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать  по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый  подход к ней, раскрывая новые  ее грани.

 

Список литературы 

 

1.    Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.

2.    Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.

3.    Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично/Д. Карнеги. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.

4.    Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

5.    Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.

6.    Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.


Информация о работе Публичное выступление