Публичные выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:01, доклад

Краткое описание

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Файлы: 1 файл

Публичное выступление.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия  на аудиторию. В сфере делового общения  наиболее часто используются такие  жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio - «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»), 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio).

Устное  публичное выступление – это  речь продуманная, подготовленная, намеренно  выстроенная и произнесенная с определенной целью.

Оратор  обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения  выделяются следующие типы устных публичных  выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

Типы речи 

Информационная (информирующая) речь.

Цель  речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора.

Разновидности информационной речи:

– доклад (научный, деловой);

– монолог  учителя;

– лекция;

– отчет;

– сообщение  инструкции;

– объявление о предстоящем событии.

Некоторые рекомендации, чтобы  речь имела успех:

– нужно показать нерешенные вопросы;

– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

– речь должна пробудить любознательность;

– дать исчерпывающую информацию;

– должна быть актуальной и интересной для  данной аудитории;

– должна содержать много конкретных фактов;

– должна содержать сопоставление старого  и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

– должна содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;

– требует  рационального изложения материала;

– требует логически безупречной аргументации;

– нужно  подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.

Аргументирующая речь.

Это выступления  на предвыборных собраниях, рекламные  выступления, выступления в поддержку  общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.

Убеждать  можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или  продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей  речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

Убеждающая  речь.

Убеждает  в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

Разновидности убеждающей речи:

– выступление  в научной и политической дискуссиях;

– выступление  за круглым столом.

Некоторые рекомендации, чтобы  речь имела успех:

– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать  сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

– эффективно индуктивное построение речи;

– психологические  доводы эффективнее логических.

Побуждающая речь.

Убеждает  в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

Разновидности убеждающей речи:

– речь на митинге;

– речь на предвыборном собрании;

– прямой призыв к действию;

– речь-протест.

Некоторые рекомендации, чтобы  речь имела успех:

– нужно  дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;

– речь должна приводить аудиторию к  согласию;

– должна вызывать интерес;

– должна учитывать, может ли аудитория совершить  действие;

– должна завершаться прямым призывом к действию.

Особое  место среди агитационных выступлений  занимают Митинговые выступления.

Цель  – эмоционально доказать один тезис  и побудить аудиторию к действию.

Разновидности митинговых выступлений:

– выступление  с политическим призывом;

– выступление  с протестом;

– предвыборные выступления;

– призыв к действию.

Особенности митинговой аудитории.

– многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

– разнородность, поэтому нужно ориентироваться  на более низкий уровень;

– неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная  подача материала;

– сильный  механизм заражения: эмоция усиливается  в 4 раза;

– сильная  восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;

– высокий  уровень внушаемости: аудитория  очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.

Эти особенности  предъявляют высокие требования к оратору и выступлению.

Некоторые рекомендации, чтобы  речь имела успех:

– решительность  изложения;

– повышенная громкость;

– заметная эмоциональность оратора;

– краткость (2–3 мин);

– использование  коротких фраз;

– афористичность;

– отстаивание  одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

– критика  иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к  действию в простой, ясной для  восприятия форме (я призываю вас  к...);

– выражение  общих интересов: использование  позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторяться, нужно развивать или  опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;

– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а  не о прошлом;

– конкретно  называть недостатки и виновных;

– выявлять причины неблагополучия;

– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

Эпидейктическая (торжественная) речь.

Аристотель  называл ее речью на случай. Произносится в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения.

Цель  — воодушевление и сплочение  коллектива.

Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.

Разновидности эпидейктической  речи:

– похвала  лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);

– похвала  деятельности всего коллектива;

– похвала  явлению;

– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство  – это хорошо, капиталистическое – плохо.

Виды  эпидейктической речи: протокольно-этикетные  и развлекательные выступления.

Протокольно-этикетные  выступления.

Цель  – соблюсти традиции общения в  данной ситуации, выполнить предписания  этикета или ритуала.

Разновидности протокольно-этикетных выступлений.

– приветствие  официальной делегации;

– официальное  поздравление юбиляра;

– речь при официальной встрече гостей;

– траурная речь;

– речь на открытии чего-либо;

– вступительное  слово перед официальным мероприятиям;

– выступление с оценкой заслуг человека или организации;

– моральная  проповедь.

Некоторые рекомендации, чтобы  речь имела успех:

– должна быть краткой (не более 3 мин.);

– в  меру эмоциональной;

– произноситься  энергично;

– не должна содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения;

– не должно быть информации, которая вызовет  другую реакцию, кроме одобрения;

– должна вносить ясность в проблему;

– должна подчеркнуть значение чего-либо в  общественной жизни;

– должна произноситься без бумажки;

– должна создавать впечатление понятности ситуации и решаемости затрагиваемых  проблем;

– должна пробуждать чувства восторга, благодарности, преданности.

Развлекательные выступления.

Цель  – развлечь слушателей, дать возможность  приятно провести время.

Разновидности развлекательных  выступлений:

– тосты;

– речи на банкете;

– рассказ  в компании о забавном случае.

Развлекательная речь должна поддерживать внимание и  интерес слушателей, быть занимательной  от начала и до конца. Предназначена  для приятного общения на досуге.

Информация о работе Публичные выступления