Публичное выступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, творческая работа

Краткое описание

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию
В риторике также различают виды публичной речи по форме:
Доклад
Сообщение
Выступление
Лекция
Беседа

Файлы: 1 файл

Публичное выступление.docx

— 8.57 Мб (Скачать)

Публичное выступление

Введение

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию

В риторике также различают виды публичной речи по форме:

Доклад

Сообщение

Выступление

Лекция

Беседа

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

1. Понятие публичной речи

 

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких (4, стр.34):

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Публичное выступление складывается из следующих составляющих:

1. Подготовка  к выступлению.

Прежде всего внимательно прочтите весь текст (2-3 раза), затем объедините в один блок одинаковые мысли, из разных мест текста, если мысль повторяется слишком часто, то информацию нужно сократить. Отметить те места, которые в случае необходимости можно выбросить.

2.Структура  выступления.

В своем устном выступлении надо уметь пользоваться:

1. правилом рамки.

2. правилом цели.

3. некоторыми другими правилами.

1. Устное выступление должно быть  хорошо структурировано. Для этого  его заключают в “рамку”: начиная  свое выступление, сначало обращаются к слушателям; приветствуют, представляются сами – это начало “рамки”. Первая часть “рамки”- краткая информация о теме, на которую собирается говорить докладчик и причине выбора темы. (Сегодня мне хотелось рассказать…, т.к все мы знаем как важно…)

Далее приступают к изложению основного материала и завершается доклад второй частью рамки, которая соответствует заключению, т.е краткое подведение итогов, прощание со слушателями, выражение благодарности.

2.”Правило  цели” используется при построении  основной части выступления: материал  излагается отдельными блоками, однако, все вместе должно выглядеть  и восприниматься как единый, логичный, связанный текст. Это достигается  с помощью слов или фраз-переходников, которыми чаще всего служат  вводные слова, прямые обращения  к слушателям (итак; т.о; а теперь мы можем перейти…;теперь стоит обсудить…; во-первых,… во-вторых…).Благодаря им выступление хотя как бы состоит из отдельных звеньев, но составляет единую цепь.

3.Некоторые  другие правила построения устного  выступления.

а) лучше дать слушателям три, максимум четыре тезиса ( темы, утверждения), т.к более трех вряд ли запомнят.

б) самые важные вещи следует говорить в начале или в конце выступления, так как  лучше запоминается то, что происходит в начале и в конце.

в) ваши самые главные идеи ( выводы, призывы…) повторите два раза, но разными словами – в начале и в конце выступления ( если в начале нейтрально окрашенная лексика, то в конце о том же самом – образными, эмоционально окрашенными словами )

3. Слова.

Слову в публичном выступлении должно быть уделено особое внимание:

а) помимо нейтральной, существует и эмоционально окрашенная лексика, причем как положительной (“поднимающей”), так и отрицательной ( “опускающей” ) окраски и умелый оратор часто ею пользуется.

б) для устного выступления лучше не использовать длинные фразы, труднопроизносимые словосочетания, особенно с обилием шипящих звуков, а также причастные обороты.

в) даже говоря об одном и том же, по мере возможности, необходимо выбирать разные слова понятные именно в той аудитории, перед которой выступаете.

г) опытный оратор широко пользуется образной лексикой, метафорами (“Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма”).

д) необходимо правильно произносить даты и склонять числительные.

Второй ключ к тому, как стать хорошим оратором, – это следование девизу бойскаутов «Будь готов!». Если вы, как я только что посоветовал, выступаете на хорошо знакомую тему, подготовка самой речи не составит труда.

Вам будет легче выстроить ваши мысли, и это получится более эффективно, если вы будете следовать данной простой структуре для речей:

1. Скажите  им, о чем вы собираетесь сказать.

2. Скажите  им это.

3. Скажите  им, о чем вы только что говорили.

Если вы в самом начале разъясните аудитории, к чему вы клоните, это облегчит слушателям следование за вашей мыслью в основной части речи. В заключение попытайтесь обобщить ее наиважнейшие идеи несколько иными словами, нежели использованные в начале.

 

2. Виды публичного выступления

 

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

1. Информационная  речь.

Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90):

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

2. Речи, обращенные  к чувствам (речи по специальному  поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

Цель торжественной речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

приветствие и указание на смысл мероприятия,

обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

не следует говорить чересчур медленно;

в речи должны быть неожиданные переходы;

подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

разрешайте аудитории спорить с вами;

не забывайте о юморе.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

Воодушевляющая речь - Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Информация о работе Публичное выступление