Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, творческая работа
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию
В риторике также различают виды публичной речи по форме:
Доклад
Сообщение
Выступление
Лекция
Беседа
Уменье убеждать.
Умению убеждать очень трудно дается, но все - таки можно научиться. Оно прежде всего зависит от собственной убежденности и искренности самого говорящего.
Кроме того, умение убеждать зависит от следующих вещей:
а) умение полностью использовать возможности речи: хорошая артикуляция, отсутствие недостатков речи (картавость, шипелявость…), хороший тембр, темп речи, исключение слов паразитов.
б) умение пользоваться всем богатством языка, обладание “чувством слова”: использование нейтральных, образных, эмоционально окрашенных слов; привлечение афоризмов (авторских ссылок, цитат, притч…); умелое использование слов и фраз - переходников; необходимо приближать речь к образовательному уровню, возрасту, профессиональной принадлежности аудитории.
в) умение работать с письменным текстом и правильное устное сообщение: усвоение и полное понимание текста, его по абзацный план; перегруппировка, обобщение, добавление; построение устного сообщения в соответствии с правилом рамки и правилом цели; двухкратное повторение главных тезисов в начале и в конце (нейтральной и образно окрашенной лексикой); давать не более трех, четырех тезисов; четко планировать время сообщения, уметь сократить или увеличить время сообщения.
г) умение правильно строить отношения: поддерживать постоянный контакт с аудиторией; преодолеть и не показать страх, робость и др. слабые места; оживлять интерес (шутка, анекдот, громкость голоса, графики, фото…); уметь дать отпор словесной агрессии; правильно пользоваться мимикой, пластикой; не вызывать неприязни агрессивностью, внешним видом, несоответствующей прической, одеждой.
Преодоление робости.
Чтобы успокоиться перед выступлением можно: съесть шоколадку, улыбнуться своему отражению, сделать несколько гимнастических упражнений.
В момент выступления: четко представить, что в зале самый близкий человек, либо заклятый враг, либо вообразить себя любимым артистом.
Избавиться от неё можно. Представьте, что присутствующие в аудитории не знают чего-то, что известно вам. Вы знаете чуть больше и потому лучше владеете ситуацией. Полностью справиться с волнением, возможно, не удастся, но самая простая дыхательная гимнастика из нескольких глубоких вдохов и выдохов поможет сконцентрироваться.
Если на вашем выступлении будут знакомые вам люди - отлично. Смотрите на них во время выступления. Для тех, кто только учится выступать публично на первых порах это бывает довольно полезно. Если же аудитория вам совершенно незнакома - не беда. Выберите из зала несколько человек и "обращайтесь" к ним. Можно ещё смотреть на стену за спинами присутствующих, но это может создать у них впечатление в незаинтересованности в ответной реакции аудитории.
Второе - хорошо поставленная речь. Многие публичные выступления не так успешны как хотелось бы именно из-за речи оратора. Монотонные интонации усыпят слушателей, слишком быстрая или неразборчивая речь быстро утомит или вовсе вызовет раздражение, но результат будет один - слушать перестанут.
Чтобы избежать этого читайте вслух скороговорки - это самым благотворным образом повлияет на вашу дикцию, значительно улучшит её. Репетируйте свои выступления и записывайте на диктофон. Это позволит вам "отрегулировать" темп речи, услышать недостатки и исправить их. Просите кого-нибудь послушать вашу речь, если вам предстоит регламентированное по времени выступление: сторонний слушатель сможет оценить лёгкость восприятия написанного текста на слух и даже укажет на недостатки, которые вы сами можете и не заметить.
Избавляйтесь от слов-паразитов в духе "вроде того, кажется, типа" и тому подобных. Хороший оратор никогда не будет использовать этот "словесный мусор". А ещё общий тон должен быть уверенным. Ведь вы чётко представляете то, о чём говорите.
Отпор словесной агрессии.
Словесную агрессию можно подразделить на три типа:
1) каверзные вопросы. Их можно нейтрализовать:
а) задать контрвопрос (почему вы интересуетесь этим?, а как бы вы сами ответили на него?...)
б) разбивка одного вопроса на две части (ответ на одну из них).
в) отказ отвечать на вопрос ( я думаю, что мне сегодня нет смысла…).
2) предвзятая критика:
- защита строится на конкратике, либо на разных клише (ни одна книга не может содержать всего, чего кому-то хочется).
3) личные нападки. Необходимо исключить личные нападки, критику собеседника, надо критиковать его идеи, слова, поступки, необходимо предусмотреть, кто и почему может быть настроен против вас, предусмотреть возможные вопросы и нападки («не могу позволить себе отвечать на том же уровне…»)
Защищаясь от оскорблений:
1) постарайтесь понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас (т.к. обида не всегда предназначена лично вам - плохое настроение, обиженный…)
2) проанализируйте сказанное - разложить обидевшее замечание на части и отвечать на невысказанный упрек.
3) повернитесь лицом к обидчику - когда поймали с поличным это очень стыдно (Тебе зачем - то нужно меня обидеть?)
4) прибегните к юмору (лучшее оружие против оскорбления – смех).
5) придумайте условный знак (посыпать голову “пеплом” и т.п.)
6) не возражайте, соглашайтесь со всем. Обидное замечание сильно на столько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь, вы обезоруживаете критикующего.
7)
игнорируйте укол - умение прощать
– одна из важнейших
8) прибавьте 10% - нарастите кожу потолще (попробуйте воспринимать часть обид, как естественное проявление раздражения, которое случается у всех)
9)
управление временем – очень
важно обладать “чувством
Вот еще пять сформулированных на основе моего собственного опыта и бесед с другими радио – и тележурналистами советов, которые помогут вам выжить и преуспеть на радио и телевидении:
1. Держитесь так, как вам удобно.
2. Будьте в курсе текущих событий.
3. Не думайте о плохом.
5. Работайте над тем, что нужно выгодно подать, – голосом, дикцией, а если речь идет о телевидении – внешностью.
Держитесь так, как вам удобно. Один из секретов успешной «подачи» себя, а также своей фирмы или организации по радио и телевидению – это всегда держаться так, чтобы вам было удобно..
Будьте в курсе. Оставайтесь молодым в том смысле, что вы должны быть в курсе текущих событий.
Избегайте мыслей о плохом. Не беспокойтесь о плохом, о том, что у вас что-то не получится. Если вы сосредоточитесь на этом, вы действительно будете выглядеть плохо. Старайтесь не забыть: как бы ни были важны для вас и, вероятно, для многих других ваше выступление в этой передаче или ваши ответы на вопросы этого интервью, они скорее всего не изменят хода развития цивилизации.
Джону Левенштейну, талантливому бейсболисту, который сейчас, после шестнадцати лет блестящей спортивной карьеры, работает телекомментатором, репортер однажды задал вопрос о том, почему он не сумел отбить мяч в решающий момент игры.
Левенштейн, возможно, наиболее оригинальный философ среди бейсболистов после Кейси Стенджела1 и Йоджи Берры, ответил репортеру:
– Послушайте, в Китае живет миллиард человек, и завтра утром ни один из них не будет иметь представления о том, что я не сумел отбить этот мяч.
Так что не берите в голову.
Работайте над вашим голосом и внешностью.
Если бы я счел, что мне нужно поработать над голосом, то независимо от своей профессии я нашел бы учителя, ставящего голос, – они есть в любом городе, а может, взял бы в библиотеке книги по этому предмету или сделал бы и то, и другое. От своих коллег по радио и телевидению я знаю, что занятия и упражнения по постановке голоса действуют на них положительно. Если ваш голос важен для вашей работы и вы можете сделать так, чтобы он был для вас важной составляющей успеха, вам следует прислушаться к высказанным выше предложениям. А затем следуйте совету старого скрипача из анекдота, которого молодой скрипач спросил на улице, как попасть в Карнеги-холл; тот ответил: «Практика, практика и еще раз практика, молодой человек!»
Независимо от тембра вашего голоса не менее важна и ваша дикция. Если у вас, что называется, каша во рту, если собеседники жалуются, что вы говорите слишком тихо или слишком быстро, поработайте над этим. Замедлите свою речь, а это в свою очередь позволит вам успокоиться. Для начала следует привыкнуть к звуку собственного голоса, а это еще один краеугольный камень вашего успеха или неудачи на радио или телевидении.
Я точно знаю, что вы подумали, когда в первый раз услышали свой голос записанным на магнитофон, даже если это было всего лишь сообщение на вашем автоответчике. Вашей первой мыслью было: «Ой, как я ужасно говорю!»
По правде говоря, впервые слыша свой голос, любой думает и говорит именно это. Так что, если вы собираетесь выступать по радио или на телевидении, вы должны быть уверены, что звук вашего голоса вас не раздражает. Как этого добиться? Нужно говорить вслух – именно так поступают многие ораторы, репетируя свое выступление.
Попрактикуйтесь в ответах на воображаемые вопросы или попросите кого-нибудь сделать с вами прогон, как поступают ведущие фигуры бизнеса и политики перед выступлением в эфире или на пресс-конференции. Привыкните к звуку вашего голоса, отработайте оптимальный темп разговора, при котором вы держитесь естественно и чувствуете себя комфортно. Тогда вы выйдете в эфир, держась гораздо спокойнее и увереннее, а это весьма увеличит шансы на то, что ваше выступление будет успешным и убедительным.
Когда вы выступаете на телевидении, ваша внешность становится вопросом первостепенной важности, поскольку вы представляете не только других, но и себя… Следовательно, вам потребуется красивый костюм или платье, а также будет необходимо иметь ухоженный вид – вплоть до таких мелочей, как чистые ногти. Мы не будем здесь вдаваться в вопросы личной гигиены, но можете мне поверить – телекамера не лжет. Она совершенно точно показывает зрителям, как вы выглядите. Если на вашей рубашке или блузе расстегнута третья пуговица, зрители это обязательно увидят. Если у ваших ногтей траурная кайма оттого, что накануне вы меняли в машине масло, зрители увидят и это.
Зато если ваши волосы выглядят отлично и все остальное им не уступает, тогда вы сумеете эффектно подать и себя, и свою организацию в особенности на телевидении.
Вот еще важные советы, основанные на моем собственном опыте публичных выступлений, и на том, что я подметил у других ораторов.
Смотрите на публику. Я уже говорил, как важно поддерживать визуальный контакт. Во-первых, обязательно время от времени отрывайте глаза от текста или тезисов вашей речи. Во-вторых, не говорите так, будто вы обращаетесь к стене напротив вас или окну сбоку. Они вас не услышат. Каждый раз, когда вы поднимаете глаза от текста, смотрите в ту часть зала, в которую не смотрели раньше, чтобы вся публика чувствовала, что вы обращаетесь к ней.
Заранее определите темп и интонацию вашей речи. Некоторые ораторы, если они читают готовый текст, подчеркивают в нем слова, на которых хотят сделать логическое ударение. Если вы выступаете, пользуясь планом или тезисами, выделите в них мысли или фразы, на которых хотели бы поставить ударение. Этим вы достигаете сразу двух целей: ударения будут расставлены именно там, где вам нужно, а вы не будете монотонно бубнить, отчего ваша аудитория наверняка заснет, особенно если вы выступаете после обеда.
Стойте прямо. Я не требую от вас принять строевую стойку, стойте так, чтобы вам было удобно, однако не сутультесь и не наваливайтесь грудью на трибуну. Когда вы сутулитесь, это затрудняет дыхание и выглядит некрасиво.
Если перед вами стоит микрофон, отрегулируйте его по росту или попросите сделать это техника, чтобы не сгибаться в три погибели, как цапля (если есть такая возможность, проверьте регулировку микрофона заблаговременно). Говорите в микрофон с обычной громкостью – для этого он и существует. Если вы будете декламировать в него на повышенных тонах, вас на самом деле будет труднее понять. И следите за тем, чтобы ваш рот всегда находился в пределах досягаемости микрофона; не раскачивайтесь и не отворачивайтесь от него, если нужно ответить на вопрос сбоку.
Если только вы не делаете заявление об открытии средства, излечивающего рак, и не объявляете войну, вам будет полезно помнить, что многие считают публичные речи бичом рода человеческого. Не будьте все время серьезным, если в этом нет необходимости. И даже если вы говорите о серьезных вещах, большинство ваших слушателей будут рады, если вы включите в свое выступление небольшую долю юмора.
Никогда не начинайте юмористическое отступление такими фразами:
• «Позвольте мне рассказать вам небольшой анекдот». (Никто почему-то никогда не говорит, что расскажет большой анекдот.)
• «Сегодня, когда я шел сюда, со мной случилось презабавное происшествие».
• «Вот хороший анекдот. Вам он наверняка понравится. Он очень смешной».
• «Это напоминает мне старый анекдот. Вы его скорее всего слышали, но я его все-таки расскажу».
Почему этих фраз следует избегать? Потому что это заштампованные, избитые способы начинать или заканчивать анекдот. Кроме того, вы рискуете разочаровать своих слушателей, если заранее гарантируете, что ваш анекдот их уморит. Вам также ни в коем случае не следует заранее предупреждать о том, что публика по всей вероятности его уже слышала. Такие вступления к анекдоту, как правило, имеют эффект, обратный желаемому.
По тем же причинам не следует заканчивать свое юмористическое отступление словами: «Но если посмотреть на дело серьезно…»