Этапы подготовки публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:35, реферат

Краткое описание

Цель написания данного реферата – изучение особенностей устного публичного выступления.
В работе будут рассмотрены такие моменты как:
- этапы подготовки публичного выступления;
- композиция публичного вступления;
- контакт с аудиторией.

Файлы: 1 файл

Особенности устного публичного выступления.docx

— 22.36 Кб (Скачать)

 

 

Введение

  Публичное выступление - это устное монологическое высказывание  с целью оказания воздействия  на аудиторию. В сфере делового  общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

   Античная риторика  исключительно большое значение  придавала подготовке публичного  выступления. Греки говорили, что  речи Демосфена пропитаны маслом  ночной лампады, при свете которой  он их сочинял.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника, т.к. у каждого слушателя своя система ценностей и авторитетов.

Умение убеждать аудиторию всегда высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государств.

Всегда  считалось, что вступление будет убедительным, когда будут выполнены два условия:

- уровень культуры, профессионализма, речи убеждающего достаточно  высок;

- оратор хорошо подготовился  к выступлению.

Цель написания данного реферата – изучение особенностей устного публичного выступления.

В работе будут рассмотрены такие моменты как:

- этапы подготовки публичного  выступления;

- композиция публичного  вступления;

- контакт с аудиторией.

 

 

 

 

 

  1. Этапы подготовки публичного выступления

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь.

Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой оказывая отрицательное воздействие на предстоящее выступление.

Так же следует избегать слишком общих названии, т.к. они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Также необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

   Приступая к разработке  текста, необходимо определить цель  выступления. Говорящий должен ясно  представлять, какой реакции он  добивается.

Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

   Следующая ступень - “кодирование” - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

   “Живой” опыт  всегда хорошо воспринимается  слушателями, он убедителен и  ему верят.

   Материал выступления  должен быть достоверным. Предварительно  проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

   Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

   Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Композиция публичного выступления

Для успешного публичного выступления не достаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно продумать, как расположить материал, в какой последовательности излагать.

Материал должен быть расположен так, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиваться своей цели.

Выступление оратора должно состоять из трех основных частей.

Во вступлении необходимо говорить так и о том, чтобы привлечь внимание аудитории и заинтересовать слушателей. Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Рекомендуется начинать вступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Наиболее ответственной является главная часть выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Все излагаемое в главной части должно вращаться вокруг стержневой идеи. Важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

Заключение выступления необходимо связать с началом. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

 В заключении имеет  смысл повторить стержневую идею, вернуться к тем моментам выступления, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно  решительным заявлением, подводящим  итог.

Продумывая заключение, особенно тщательно необходимо продумать последние слова. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Контакт с аудиторией

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления.

 Самое высшее проявление  мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического  состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на  основе совместной мыслительной  деятельности, сходных эмоциональных  переживаний.

Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию.

   Чтобы завоевать  аудиторию, надо установить с  ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий, обычно, медленно обводит взглядом слушателей.

   Перед началом  речи выдерживают небольшую психологическую  паузу - 5 - 7 секунд.

   Как бы не интересна  была тема, внимание аудитории  со временем притупляется. Его  необходимо поддерживать с помощью  следующих ораторских приемов:

- вопросно-ответный прием,

- прием создания проблемной ситуации,

-прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять,

- опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

- показ практической значимости информации,

-использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию,

-краткое отступление от темы дает возможность слушателям “отдохнуть”,

-замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления.

   Оратор должен  добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне, перед аудиторией.

Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность “отдохнуть” и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

   Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой. Излишняя виртуозность  не украшает говорящего, и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические.

Оптимальная скорость речи зависит от многих обстоятельств:

- от степени знания  языка;

- от степени знакомства  с содержанием и прочее.

Одежда выступающего также является одним из важных моментов, влияющим на его успех. Она должна способствовать непринужденности докладчика и не стеснять его движений.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов на Дону: «МарТ», 2001. – 512с
  2. Шейнов В.П. Риторика. Минск: Амалфея, 2000, - 592с

 


Информация о работе Этапы подготовки публичного выступления