Самопрезентация в публичном выступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

Любой человек в процессе общения стремится влиять на партнеров, побуждать их к определенным действиям, убеждать и мотивировать. Бесспорный метод влияния - публичное выступление, например, на конференции.
Эффективная подготовка и качественное проведение публичного выступления гарантирует оратору, что аудитория примет благоприятное для него решение - утвердит, купит, проголосует, примет участие, подпишет контракт, начнет сотрудничать и т.д.

Оглавление

1. Введение
2. Основная часть
• Что такое самопрезентация?
• Имидж
• Как формируется первое впечатление?
• Эффект ореола
• Что такое привлекательность?
• Как оратору оформлять свою внешность?
• В чем заключается деловой этикет оратора?
• Что излучать?
3. Заключение
4. Используемая литература

Файлы: 1 файл

самопрезентация в публичном выступлении.docx

— 38.06 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновского государственного университета

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Самопрезентация в публичном выступлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Введение

2. Основная часть

  • Что такое самопрезентация?
  • Имидж
  • Как формируется первое впечатление?
  • Эффект ореола
  • Что такое привлекательность?
  • Как оратору оформлять свою внешность?
  • В чем заключается деловой этикет оратора?
  • Что излучать?

3. Заключение

4. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любой человек в процессе общения стремится влиять на партнеров, побуждать их к определенным действиям, убеждать и мотивировать. Бесспорный метод влияния - публичное выступление, например, на конференции.

Эффективная подготовка и качественное проведение публичного выступления гарантирует оратору, что аудитория примет благоприятное для него решение - утвердит, купит, проголосует, примет участие, подпишет контракт, начнет сотрудничать и т.д.

Для результативного публичного выступления имеет значение не только содержание выступления, но и впечатление, которое оратор произведет на публику. Внешний вид, стиль, манеры, имидж оратора подчас более красноречивы, чем его слова.

Важно помнить, что у оратора при публичном выступлении есть не только слушатели, но и зрители. Поэтому главный визуальный объект в публичном выступлении - это сам оратор.

Какие сложности могут возникнуть, если оратор не уделяет внимания самопрезентации? Дело в том, что имидж формируется в любом случае. Если не уделять ему особого внимания, он может открыть не самые выигрышные качества оратора. В этом случае достоинства оратора могут потеряться. Не уделяя специального внимания управлению впечатлением, оратор лишает себя мощного ресурса - эффективного имиджа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

Что такое самопрезентация?

Самопрезентация, самоподача, самопредъявление - все эти слова означают, что оратор предъявляет себя аудитории. Самопрезентация в публичном выступлении - это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору.

Самопрезентация - это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Влиять на аудиторию необходимо, чтобы достигнуть поставленных целей. В последние годы популярным стало слово "харизма". Дословно с древнегреческого оно означает "притягивать к себе внимание".

Слово "харизма" восходит к слову "хариты". В древнегреческой мифологии - это три богини красоты и изящества. Слова "харизма", "характер", "харя" - имеют один корень. То есть быть харизматичным в ходе публичного выступления значит уметь производить успешную самопрезентацию, притягивать и удерживать внимание аудитории.

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Например, два сотрудника собираются выступить на конференции. Один надевает лучший дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук, другой - джинсы и старый свитер. Самопрезентацию производят оба! Первый демонстрирует статус, престиж, уважение. Второй - независимость, наивность, самостоятельность.

 

Имидж.

Разговор о самопрезентации имеет смысл связать с понятием "имидж". "Имидж" дословно с английского означает "образ". Но в российском понимании "имидж" и "образ" не одно и то же. Прежде всего потому, что в русском языке слово "образ" имеет пять разных значений: вид, облик, характер, порядок, отражение.

Ближе всего к английскому слову "имидж" российский термин "мнение".

Имидж - мнение, суждение, содержащее оценку и отношение.

В результате самопрезентации и формируется имидж.

Имидж оратора важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.

Например, представьте, что происходит выступление двух ораторов перед аудиторией.

Цель: в результате выступления аудитория должна совершить необходимые оратору действия - проголосовать, купить, прийти, принять решение, утвердить план и т.п. 

Первый оратор производит такую самопрезентацию: появляется перед аудиторией точно в условленное время, начинает минута в минуту, одет современно, в деловом стиле,

 

 

 

-2-

владеет правильной русской речью, говорит доходчиво. Другой оратор - опаздывает, на глазах аудитории пьет таблетки, выглядит неопрятно, притоптывает ногами, вертит в

руках листы с текстом, редко смотрит в глаза слушателям, злоупотребляет словами-паразитами. Очевидно, что первый оратор скорее вызовет интерес и доверие, чем второй.

Вопрос, на чей призыв к действиям отреагирует аудитория?

 

Как формируется первое впечатление?

Впечатление - образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект.

Хочет оратор или нет, планирует специально или пренебрегает, но первое впечатление формируется всегда.

Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

 

Что фиксируется при формировании первого впечатления:

 

  • Внешний облик.
  • Оформление внешности.
  • Экспрессия, внешняя выразительность.
  • Выполняемые действия.
  • Предполагаемые качества личности.

 

Очевидно, что оратору имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.

 

 

Эффект ореола.

При формировании первого впечатления существует "эффект ореола". Он приводит к ошибкам социального восприятия.

 

Первый тип ошибок - ошибки неравенства: люди склонны переоценивать различные качества тех, кто превосходит их по какому-то параметру, существенному для них.

 

 

-3-

Известны эксперименты Алексея Бодалева, демонстрирующие ошибки неравенства. Двум группам взрослых людей предлагали описать человека по одной фотографии. Одной группе сказали, что это портрет героя, а другой - преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись и описания.

 

Вот описания преступника: "Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная фигура... Человек опустившийся, озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Очень злой взгляд". Вот описание по той же фотографии героя: "Молодой человек 25-30 лет. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма. Глаза - ничего не боящиеся. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое".

 

При ошибках неравенства схема восприятия такова. Встречая человека, превосходящего нас по какому-то значимому для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого сами в чем-то превосходим, мы недооцениваем его.

 

Второй тип ошибок - ошибки, связанные с внешней привлекательностью: нравится человек внешне или нет. Если нравится (внешне!), то о нем складывается мнение как о хорошем, умном, интересном человеке - переоцениваются многие его данные.

 

Проводились психологические эксперименты: две группы учителей получали одно и то же дело ученика с весьма подробной информацией о нем. Но одной группе к делу дали заведомо привлекательную фотографию, а другой - непривлекательную. Просили оценить уровень интеллекта, характер, отношения со сверстниками, планы на будущее и многое другое. Привлекательному ученику учителя приписывали: высокий уровень интеллекта, отличный характер, высокий статус среди сверстников, блестящие перспективы и прочее, то есть переоценивали его по всем параметрам.  В то время как непривлекательный ученик был отрицательно оценен по всем параметрам.

 

Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности. Чем более внешне (!) привлекателен для нас человек, тем более мы переоцениваем его по другим, невидимым пока для нас параметрам. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

 

Третий тип ошибок - ошибки, образующиеся под действием фактора отношения к нам. Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо.

 

 

-4-

Известны следующие исследования Роберта Нисбета  и Теренса Вильсона. Студенты общались с новым преподавателем. С одной группой студентов преподаватель вел себя тепло, доброжелательно, с другой - отстраненно, холодно, подчеркивал социальную дистанцию. Студентов просили оценить преподавателя по разным параметрам, в том числе и по профессиональным знаниям. Те студенты, с которыми преподаватель был доброжелателен, оценили его гораздо лучше, чем те, с которыми он был холоден.

 

Три названные вида ошибок социального восприятия при формировании первого впечатления охватываются "эффектом ореола". "Эффект ореола" проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке неизвестного человека.

Очевидно, что оратор, рассчитывающий повлиять на публику, может столкнуться с этими ошибками восприятия для осуществления "правильной", то есть работающей на его цели, самопрезентации.

 

 

Что такое привлекательность?

 

Слово "привлекательный" означает "приятный", "манящий". Привлекательность оратора поднимает его статус в глазах аудитории.

Привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.

Знаки привлекательности - усилия, которые затрачивает оратор для соответствия социально одобряемому типу внешности.

Такие знаки фиксируются в глазах аудитории и запускают схему восприятия: оратор относится либо к привлекательным людям, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, тогда недооцениваются все его невидимые качества.

То есть в оформлении внешности важны не одежда, прическа, аксессуары сами по себе, а усилия, стремления, затраты оратора выглядеть социально одобряемым. В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.

 

 

Как оратору оформлять свою внешность?

 

Одежда - своеобразная визитная карточка оратора. Оформление внешности оратора (одежду, прическу, аксессуары) можно сравнить с оформлением витрины. Например, мы идем по улице и видим разные витрины магазинов. Одна витрина оформлена стильно и модно, другая выглядит серо и неприметно, третья - заброшенная и отталкивающая. Куда нам захочется зайти?

 

 

-5-

Наука психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. Одежда говорит без слов. "Платье и облачает, и разоблачает человека", гласит афоризм. Примечательно, что дословно с латыни слово "костюм" означает "образ жизни".

 

Одежда при общении с людьми выполняет три функции:

 

  • презентационную;
  • регуляторную;
  • информационную.

 

Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.

Исследования в области психологии одежды показали, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества:

 

  • серьезная;
  • уверенная;
  • тактичная;
  • умная;
  • трудолюбивая;
  • организованная.

Что в одежде наиболее информативно?

 

  • Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов - качество одежды, дефицитность, модность.
  • Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
  • Цвет. В российской традиции ахроматические цвета: черный, белый, серый - поднимают статус. Подходят также "цвета экологии" - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.

 

 

 

 

 

-6-

 

В чем заключается деловой этикет оратора?

 

Деловой этикет, безусловно, является инструментом самопрезентации. Деловые манеры оратора можно рассматривать как инструмент построения отношений с аудиторией. Соблюдение оратором правил делового этикета - это сигнал для публики, что она значима, важна, уважаема. Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Они проявляются в том, как он обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя: не на 5 минут раньше и не на 14 позже, а минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим. Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале - также составляющая хороших деловых манер оратора. Разумеется, четкое соблюдение регламента - необходимое требование к оратору. Специально отведенное время для ответов на вопросы публики, например, в завершении выступления или после каждой логической части, также абсолютно необходимо. Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей - также показатель мастерства публичного выступления и общей культуры оратора.

Информация о работе Самопрезентация в публичном выступлении