Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа
Психосоматические расстройства (ПСР) — нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее место в заболеваемости детско-подросткового населения. Фактически каждый больной ребенок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. У детей дошкольного и школьного возрастов их проявления становятся разнообразнее и сложнее.
I. Введение……………………………………………………………………..3
II. Психосоматические синдромы и симптомы у детей…………………….4
2.1. Болевой синдром. Дискенизии………………………………………..4
2.2. Психосоматические расстройства деятельности сердечно-
сосудистой системы и псевдоревматические расстройства……..6
2.3. Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей
систем…………………………………………………………………….8
2.4. Психосоматические расстройства пищеварительной системы………10
2.5. Психосоматические расстройства в дерматологии……………………15
III. Выводы……………………………………………………………………...17
IV. Литература………………………………………………………………….18
2.4. Психосоматические расстройства пищеварительной системы.
Психосоматические расстройства пищеварительной системы выступают в виде нарушения аппетита , аэрофагии, тошноты, рвоты, болей в животе, метеоризма, нарушения стула [1,77].
Расстройства аппетита включают:
- анорексию;
- булимию;
- ожирение.
Нервная анорексия
Нервная анорексия – расстройство, при котором основными особенностями являются стойкий активный отказ от приёмов пищи и заметная потеря массы тела [1,172]. Встречается в подростковом периоде, в основном у девочек, связано с желанием похудеть, стать изящной. У истоков этого нарушения находится подростковый конфликт относительно своей внешности.
Личностные характеристики этой патологии связаны с особенностью полового созревания таких девочек: они не готовы к своей зрелости - тяжело переживают физическое созревание (начало менструаций и рост молочных желез), считают его чуждым для себя, что приводит, в свою очередь, к стремлению вести аскетический образ жизни. Такие девочки весьма ранимы.
Реальные изменения форм тела, типичные для пубертата, совпадают с возникновением недовольства собственной внешностью: подросткам не нравится либо их "поправившаяся фигура" в целом, либо отдельные ее части: "круглые щеки", "толстый живот", "округлые бедра". Представления такого рода могут сочетаться с наличием идей о других мнимых или чрезвычайно переоцениваемых недостатках внешности (форма носа, ушей, губ). Определяющим моментом в формировании таких идей чаще всего является несоответствие больного, по его собственному мнению, некоторому "идеалу" - литературному герою или человеку из ближайшего окружения, что сочетается со стремлением подражать ему во всем, прежде всего - быть на него похожим.
Второй этап нервной анорексии начинается с активного стремления к коррекции внешности и завершается снижением массы тела на 20-50% исходной, сопровождающимся развитием соматических и нейроэндокринных нарушений, в частности прекращением менструаций.
Снижения массы тела пытаются достичь строгой диетой, активными занятиями спортом, искусственно вызываемой рвотой, промыванием желудка и т. д.
К искусственной рвоте и промыванию желудка больные прибегают после того, как, не удержавшись, сразу съедают много пищи. Характерно, что в таком случае комната заставляется пакетами и банками с рвотными массами с целью их сравнения с объемом съеденной пищи.
Искусственно вызываемая рвота неразрывно связана с приступами булимии (обжорства), которая представляет собой непреодолимый голод, отсутствие чувства насыщения; при этом подростки могут поглощать очень большое количество пищи, нередко даже малосъедобной. Отличительной особенностью таких больных является стремление "закармливать" близких, прежде всего младших братьев и сестер.
Третий этап нервной анорексии характеризуется резким снижением массы тела и связанными с этим осложнениями - соматическими и эндокринными: наступают аменорея (отсутствие менструаций), дефицитарные состояния (дефицит основной пищи, элементов, белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов); анемия, выпадение волос, ломка ногтей, разрушение зубов, кожные заболевания, присоединение вторичной инфекции из-за наличия иммунодефицита. Развиваются психические нарушения, включающие боязнь поправиться, что и приводит к дальнейшему похуданию. Отмечаются навязчивые явления: навязчивый страх перед едой, ожидание появления чувства сильного голода, подсчет калорий, содержащихся в съеденной пище. На более поздних этапах к указанным психическим нарушениям присоединяются эгоизм и чрезмерная требовательность: больные подростки становятся "тиранами" в собственных семьях.
Таким образом, ведущее место в клинической картине занимают астенический синдром, адинамия (значительное снижение физической активности) и истощение, утрата критического отношения к своему состоянию. Будучи истощенными, больные по-прежнему упорно отказываются от еды.
Нарастание кахексии (истощение) приводит к водно-электролитным сдвигам, что может стать причиной летального исхода и требует немедленной госпитализации.
Четвертый этап - выведение из состояния кахексии.
Булимия
Булимия - "бычий, волчий аппетит". Это повторяющиеся приступы (эпизоды) быстрого поглощения обильного количества пищи (приступы обжорства), чаще встречающиеся у девочек-подростков.
Особенности этих приступов:
- осуществляются в полном одиночестве (при свидетелях действия прерываются и стыдливо скрываются);
- к поглощению пищи больные готовятся, совершая большие закупки или даже кражи;
- мысли о еде занимают большое место в жизни этих больных;
- семейные, межличностные и профессиональные проблемы отходят на второй план.
Очень часто булимия переходит в хроническую форму. От анорексии (при которой также могут иметь место приступы обжорства) булимию отличают приступы именно "бычьего, волчьего аппетита"; больные булимией, как правило, имеют нормальную или избыточную массу тела.
Приступ булимии заключается в обильном и быстром поглощении высококалорийной, сытной пищи (масло, колбаса, сладости, изделия из муки), а вслед за этим следует акт рвоты, который девочки-подростки вызывают у себя сами.
Структура личности человека, страдающего булимией, характеризуется следующими чертами:
- склонностью к драматизации;
- экстравертированностью;
- склонностью к вредным привычкам, привыканию (алкоголь, никотин, наркотики).
Прием пищи, по мнению пациенток, утешает, скрашивает одиночество, улучшает настроение, затушевывает горечь, связанную со стрессовыми ситуациями.
Ожирение
Структура личности детей и подростков с ожирением характеризуется:
- привязанностью (такие дети тяжело переносят разлуку, зависимы от родителей, особенно от матери);
- импульсивностью.
Провоцирующие факторы:
- утрата объекта любви: уход из родительского дома, смерть или развод родителей;
- дети часто реагируют повышенным аппетитом на рождение младшего ребенка;
- отрицательные эмоции: страх, гнев, чувство одиночества;
- опасности и ожидания: война, подготовка к экзаменам.
Тошнота и рвота.
Тошнота и рвота - проявления диспепсии. Причинами диспепсии являются нарушение моторики желудка, дуодено-гастральный рефлюкс (заброс содержимого двенадцатиперстной кишки в желудок), замедление выведения пищи из желудка. Течение хроническое, клиника включает жалобы на чувство давления в эпигастральной области, тошноту и рвоту после употребления любых продуктов, но может быть непереносимость овощей, жиров.
Синдром раздраженного кишечника (СРК).
СРК является биопсихосоциальным функциональным расстройством кишечника, основой которого является взаимодействие двух основных механизмов: психосоциальной адаптации и сенсомоторной дисфункции, т. е. имеют место нарушения висцеральной чувствительности и двигательной активности толстой кишки. В 1988 г. в Риме Международная группа по изучению функциональной патологии желудочно-кишечного тракта впервые утвердила термин "синдром раздраженного кишечника".
Выделяют 3 варианта течения СРК:
- с преобладанием болей в животе и метеоризмом;
- с преобладанием диареи;
- с преобладанием запоров.
Стрессовые ситуации изменяют моторику сигмовидной кишки, снижают всасывание воды, ионов калия, хлора, натрия. Стресс превращает всасывающую функцию в выделительную.
2.5.Психосоматические расстройства в дерматологии.
Кожные психосоматические проявления в подавляющем большинстве случаев выступают в виде различной степени выраженности кожного зуда [1,81].
Кожа выполняет множество функций: защитную, терморегулирующую, витаминобразующую; кроме того, она выступает в качестве рецепторного поля, отражающего состояние желудочно-кишечного тракта, эндокринной и нервной систем.
Кожа выполняет множество психологических функций:
- является границей между человеком и окружающей средой, между "я" и "ты";
- является органом контакта, мостом к окружающей среде;
- является органом выражения эмоций: волнений, опасений, страха, радости, стыда;
- является органом своеобразной эстетической функции;
- является одним из органов чувств (ощущение тепла, холода, боли, жжения и т. д.).
Кожа выражает эмоции: "краснеет" от стыда, "бледнеет" при некоторых других переживаниях, становится "гусиной" при испуге и холоде. Человека, стойко воспринимающего предвзятости судьбы, спокойного и равнодушного, нередко называют "толстокожим". Очень часто пусковым механизмом в развитии или обострении дерматитов являются стрессовые ситуации.
Психосоматическая патология кожи.
Психосоматическими по своей природе могут быть: атопический дерматит (яркое проявление пищевой аллергии, протекает с зудом, разнообразными кожными высыпаниями, увеличением лимфоузлов); периоральный дерматит, который характеризуется воспалением периоральной области (вокруг рта) с покраснением, сыпью, шелушением и зудом; алопеция (локальное или тотальное облысение); крапивница - острая аллергическая реакция, проявляющаяся сильным зудом и появлением волдырей различного размера; ангионевротический отек (отек Квинке) - острая аллергическая реакция, проявляющаяся отеком лица, кистей и стоп, в тяжелых случаях - вплоть до диффузного отека. В структуре личности имеют значение эмоциональная привязанность к другим людям, чрезмерное ожидание, переживания, стремление показать и представить себя в женском облике, что можно объединить в одно понятие - "эксгибиционизм". Причина крапивницы и отека Квинке - аллергические факторы (пищевые, бытовые, животные, растительные, лекарственные и пр.). Причины периорального дерматита - бактериальная и грибковая инфекция, косметические средства. В структуре личности преобладают деловитость, недоверие к лицам противоположного пола.
III. Выводы
Психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер.
Возникновение психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте связано с периодом онтогенеза, морфо-функциональным состоянием, слабостью и перенапряжением отдельных органов и систем, их врожденной или приобретенной неполноценностью, преимущественным характером психического (аффективного) реагирования, а также личностными особенностями детей и подростков.
Выраженные симптомы и синдромы психосоматических расстройств разнообразны, так как эти психосоматические расстройства могут поражать практически любые органы и системы.
К ним относят головокружения, головные боли, сердцебиения, одышку, обмороки, повторные боли в животе, гиперемию кожи при волнении, отрыжку воздухом. Соматические проявления включают жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, эпизодический кожный зуд, неоднократно повторяющиеся кожные высыпания и многие другие.
IV. Литература
1.Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Речь, 2002. – 560с.
2.Большой психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
3.Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400с.
5. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Принципы интервьюирования психосоматических пациентов…………...21
2.1. Изучение аффектов в интерперсональном контексте
(аффекты регуляции отношений, рефлексии и переработки
информации, аффекты мстительности)……………………………………21
2.2. Анализ уровня развития личности……………………………………...25
2.3. Диагностика копинг-механизмов и психологических защит………….27
III. Выводы………………………………………………………………
Информация о работе Психосоматические синдромы и симптомы у детей