Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, реферат
Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического).
Введение 3
1. Предпосылки психосоматических расстройств у детей………………………..5
2. Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей……9
3. Болевой синдром……………………………………………………...…………15
4. Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков……...18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Оглавление
Введение
Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватному лечению и в значительной мере ухудшает прогноз.
До недавнего времени проблема психосоматических расстройств в детской практике не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей.
Термин "психосоматика" включает в себя 2 понятия.
С одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления.
С другой стороны, под "психосоматикой" понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.
В современном
понимании психосоматическая
Психосоматические
расстройства - это расстройства функций органов
и систем, обусловленные психическими,
в частности, аффективными, нарушениями,
которые возникают в функционально перегруженных,
конституционально-
1. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.
Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения:
I. Связь психического, телесного и биологического.
II. Существует
психический патогенный агент-
III. Существует
механизм, связующий 2 реальности, -
психическую и телесную, механизм
символической конверсии,
Зигмунд Фрейд считал, что развитие всех стадий личности определяет сексуальное развитие, а его стадии связаны со смещением эрогенных зон - тех частей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
- I стадия - оральная (до 1 года). Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению "Оно". При ограничениях развивается "Я". Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
- II стадия - анальная (1-3 года). Эрогенная зона - слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется "Сверх-Я" - совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.
- III стадия - фаллическая
(3-5 лет). Пассивная сексуальная стадия,
когда сексуальность
- IV стадия - латентная (5-12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.
- V стадия - генитальная (12-18 лет). Биологическое "Оно" усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
В процессе роста и развития в условиях постоянно меняющихся социальной среды и деятельности происходит качественное преобразование личности.
Преобразование личности перерастает социальную ситуацию и ведет к ее взрыву-кризису. Кризисы - переломные моменты, точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял возрастную периодизацию:
- кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года;
- раннее детство (1-5 лет) - кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет) - кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-13 лет) - кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.
Кризисы длятся при благоприятном стечении обстоятельств сравнительно недолго (несколько месяцев) и представляют стадии, в ходе которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко меняются психологические черты ребенка.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни - ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.
Кризис первого года. К году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация "Мы", постепенно наступает психологическое отделение от матери.
Кризис 3 лет. У ребенка интенсивно развиваются психологические функции, появляются зачатки самосознания: по пересмотру системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я" (по Д. Б. Эльконину).
Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. "Я сам" - центральное новообразование этого возрастного периода.
Кризис 7 лет. Потери непосредственности, манерничание (ребенок что-то из себя строит, душа закрыта), появление симптома "горькой конфеты" (ребенок не показывает, что ему плохо). Дошкольник замыкается, становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Это период рождения социального "Я" (по Божовичу Л. И.).
Игра вытесняется на второй план другой деятельностью - учебой в школе, но формальный переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативное поведение. В этом возрасте нередко развитие явления школьной дезадаптации - образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений школьной дисциплины или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии - кризис препубертатного возраста (периода).
Пубертатный период характеризуется интенсивным физическим и половым развитием. На первый план в этом периоде выступают общение и отрицание взрослых.
У подростков часто возникают реакции компенсации, которые проявляются в том, что ребенок пытается устранить у себя свои слабости:
- реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых; невосприятие, отрицание критики;
- реакция группирования со сверстниками - группы формируются по интересам, с постоянным лидером;
- реакция движения: хобби, увлечения;
- реакция гиперсексуальности - повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов.
Подросток познает
себя, что приводит к формированию
физического "Я" - представления
о собственной
Юность (14-17 лет) - переход от физической зрелости к зрелости социальной, включение во "взрослую" жизнь, усвоение норм и правил, существующих в обществе. Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, стремление к самосознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Юность - период стабилизации личности, но в то же время проявлений юношеского максимализма в оценках, страстности в отстаивании своей точки зрения.
Таким образом, каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свои особенности, последствия которых могут стать фоном для развития психосоматических расстройств.
В свою очередь,
хронические заболевания у
Шок и неверие. Наблюдаются регрессивное поведение, необоснованные страхи, отрицание болезни; продолжительность стадии - от нескольких недель до нескольких месяцев.
Протест и страдание. Возможны чувство вины, депрессия, гнев, печаль, оплакивание утраченного здоровья и разбитых надежд. Дети младшего возраста нередко воспринимают болезнь как наказание за плохое поведение, ожесточаются при столкновении с вызванными ею ограничениями или лечением. Подростки боятся стать беспомощными или "не такими, как все", винят во всем родителей или врачей.
Восстановление.
На этой стадии ребенок смиряется
с ограничениями, которые вызывает
заболевание. Нормализуются поведение
и взаимоотношения с
Фиксация симптомов осуществляется за счет условно-рефлекторного механизма.
Особенностью детского возраста являются естественная эмоциональная и волевая лабильность, проявляющаяся в виде непоседливости и взбалмошности. Иногда имеет место враждебное и упрямое отношение детей ко взрослым. Так как дети являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность, более внушаемы.
2. Психопатологические
проявления соматизированной
Расстройства ритма сна и бодрствования.
Расстройства
сна рассматриваются как
20-30% родителей жалуются на расстройства сна у своих детей.
А. Ц. Гольбин (1979 г.) разделяет феномены патологического сна у детей на:
- стереотипии, связанные со сном;
- пароксизмальные явления во сне;
- статические феномены сна;
- сложные поведенческие и психические феномены;
- нарушения в цикле сон-бодрствование.
К стереотипиям, связанным со сном, относятся:
- качания, представляющие
собой ритмические
- под биениями
понимают стереотипии, при
- движения типа
"челнока" заключаются в
раскачивании ребенка в
- под феноменом
"складывания" понимают ритмиче
- сосание пальца
встречается у 80% детей, при
этом у 78% оно ассоциировано
с расстройствами сна.