Психосоматические расстройства у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического).

Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки психосоматических расстройств у детей………………………..5
2. Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей……9
3. Болевой синдром……………………………………………………...…………15
4. Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков……...18
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

психосоматика дети.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

4. Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков.

Психотерапия  предполагает: обязательный учет при  составлении индивидуальной программы всех основных характеристик как личности пациента, так и клинической картины психосоматического расстройства (клиническая форма, этап заболевания и ведущий психосоматический синдром, психопатологическая типология аффективного расстройства (депрессии), лежащего в его основе, сопутствующая психопатологическая и соматоневрологическая симптоматика, характеристика внутренней картины болезней).

Индивидуальная - разговорная психотерапия (глубинно-психологическая  или конфликт центрированная) основана на взаимодействии врача и личности больного. Этот метод целесообразно использовать на этапе индивидуального психологического консультирования, при выявлении психосоматических расстройств, а также при амбулаторных приемах во время катамнестического наблюдения.

Основные задачи:

- глубокое изучение  личности больного;

- выявление  и изучение этиопатогенетических  механизмов, способствующих возникновению  и сохранению болезненного состояния;

- достижение  осознания больным причинно-следственной  связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;

- помощь в  разумном разрешении психотравмирующей  ситуации;

-  изменение  взаимоотношений больного с окружающими,  коррекция неадекватных реакций  и форм поведения. 

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей и подростков должна сочетаться с семейной психотерапией, которая направлена на изменение совокупных и взаимосвязанных взаимоотношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения, особенно в раннем детстве, в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому проведение семейной пси­хотерапии при психосоматических расстройствах является почти всегда обязательным.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей  и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышенного уровня притязаний и, как  следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффективных реакций.

Суггестивная  психотерапия в форме внушения в  гипнотическом или бодрствующем состоянии, аутогипноз направлена на улучшение настроения, ослабления болезненных ощущений и переживаний, оптимизацию состояния отдыха и мобилизацию ресурсных сил организма.

Весьма эффективными методами, суггестивной психотерапии, детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: психическая саморегуляция с рекомендацией кратких и простых формул самовнушения, которую можно применять с 5-летнего возраста и внушение устами матери ("материнский гипноз").

Рациональная  психотерапия предполагает логическое воздействие на психику больного с целью изменить неправильные представления о проявлениях болезни и степени ее тяжести, выработать лучшее понимание собственной жизненной ситуации и избрать более эффективные способы реагирования на них.

Нервно-мышечная релаксация и аутотренинг направлены на релаксацию мускулатуры, нормализацию деятельности вегетативной нервной системы, эмоциональное равновесие.

Поведенческая (бихевиоралъная) терапия модифицирует осознаваемые и неосознаваемые неадаптивные формы поведения по заранее составленной программе с помощью методов поощрения, наказания, принуждения и вдохновения.

Игровая психотерапия включает невербальные игры и основана на вербальных контактах с "десенсибилизирующим" характером. Способствует адаптации  больных к реальным условиям жизни через этап игры в ситуациях, которые актуальны для них. К методам игровой психотерапии может быть отнесена сказкотерапия.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных  и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

 

Арттерапия (терапия  изобразительным творчеством) используется в качестве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понимания и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, лепка, танец и т.д.

Имаготерапия (символ-драма) позволяет детям и подросткам в различных образах реализовать свои измененные представления, что имеет как терапевтическое, так и диагностическое значение.

Методы групповой  психотерапии применяются для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогают им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами.

Групповая психотерапия дает также возможность обсуждать  стратегии преодоления трудностей и сравнивать их.

На всех возрастных этапах эффективно проведение музыкотерапии, оказывающей успокаивающее или  активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, т.е. непосредственное лечебное воздействие, или выступающей в качестве вспомогательного приема, сопровождающей другие психотерапевтические методы.

Психоанализ используется для понимания и интерпретации  расстройств в целом и отдельных его проявлений, выявления подавленных или вытесненных комплексов, влечений, переживаний.

 

 

Заключение

Таким образом, психосоматические расстройства у  детей и подростков являются сегодня  одной из самых распространенных форм патологии детского возраста. Подавляющее большинство больных с этими нарушениями обращаются за помошью именно к врачу-интернисту, а не к психиатру. Поэтому умение правильно диагностировать и строго индивидуализировано и рационально сочетать базисную биологическую терапию с психотерапевтической коррекцией и психофармакотерапией позволяют добиться значительных успехов в лечении этих расстройств.

Таким образом, профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков должна проводиться с учетом всех основных факторов патогенеза (психосоциальных, генетических, церебрально-органических) психогенной аффективной патологии. Она включает:

Достаточное общение  ребенка с матерью (особенно на 1 -м году жизни).

Грудное вскармливание  до 1 года.

Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного настроения).

Адекватное  воспитание ребенка (с умеренной  дисциплиной, достаточным

 эмоциональным  контактом между ребенком и  родителями, особенно матерью, и  обязательным контактом со сверстниками).

Коррекцию социально-обусловленного дизонтогенеза (чаще в виде акцентуированных черт характера) с помощью психотерапевтического воздействия.

Коррекцию биологически (церебрально-органически) обусловленного психического дизонтогенеза (пороков  развития головного мозга, обусловленных поражением генетического материала, внутриутробными нарушениями, токсикозами беременности, инфекциями, различными интоксикациями гормонального и лекарственного происхождения; патологией родов, инфекциями, интоксикациями и травмами раннего постнатального периода, следствием которых является резидуально-органическая недостаточность головного мозга - минимальная мозговая дисфункция) путем назначения на первом году жизни, в основном, фитопрепаратов дегидратирующего (фитодиуретиков - отвар или настойку боярышника, настой соцветий клевера), успокаивающего (мед, настой или настойка валерианы, пустырника, травы тысячелистника, мордовника, отвары пиона декоративного, шишек хмеля), вегетостабилизирующего и общеукрепляющего (настойка элеутерококка, боярышника, настой листьев мелиссы, аминокислот - глицин (аминоуксусная), лимонтар (лимонная и янтарная кислоты). После 5-ти лет из вегетостабилизаторов можно назначать ноотропил, сермион, пикамилон, пшгогам и стугерон, кавинтон как ангиопротекторы в возрастных дозах.

 

Список использованных источников

 

  1. Психологическое тестирование. 7-е изд./А. Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
  2. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 736 с.
  3. Д. Зиглер. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания
  5. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996
  6. Психосоциальная аддиктология/ Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева – Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 – 251с.
  7. Психология. / Под редакцией Крыловой Н.Р. – М.: Академия, 2003.
  8. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. – Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001.
  9. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы:Пер. с англ. – Педагогика, 1993. – 144 с.

 

 



Информация о работе Психосоматические расстройства у детей