Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:48, реферат
В сфере социально-культурного сервиса и туризма востребована психологическая диагностика клиента. В настоящее время предоставление любых услуг строится на основе парадигмы маркетинг а отношений. Это значит, что специалист по сервису и туризму, предлагая услугу и информируя о ней, планомерно и целенаправленно строит доверительные, взаимовыгодные отношения с клиентом. Для таких отношений характерно не только решение целей предприятия, но и удовлетворение нужд клиента. Благодаря этому возможно установление долгосрочных связей с клиентом. Доверительные и взаимовыгодные отношения с клиентом возможны, если специалист на основании понимания клиента предла
Потребности, мотивы и интересы потребителя услуг
Личностные особенности клиента
Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Пути развития коммуникативной компетентности специалиста
3.Коммуникативные
умения специалиста
сферы сервиса
и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи специалиста по сервису и туризму всегда оставалось неизменным. Преподавание отечественного языка в обучении составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. В своей работе специалист сферы сервиса и туризма должен опираться на живую речь, обучение грамоте соединять с развитием речи, «дара слова». Чтобы будущий специалист сферы туризма или сервиса стал профессионалом, необходимо развивать его речевую культуру, речевое мастерство.
Речевое мастерство специалиста по сервису и туризму складывается из многочисленных компонентов, важнейшими из которых являются культура и риторическая действенность речи.
Речевое
мастерство начинается с овладения
нормами языка в их конкретно
речевом выражении в различных
видах деятельности: говорении-слушании,
письме-чтении, рассматриваемых в
единстве первичной и вторичной
деятельности как взаимно предполагающие
друг друга. Основными составляющими
речевого мастерства специалиста по
сервису и туризму являются речевая
культура, речевой слух, дикция, владение
техникой речи, начитанность, вербальная
(словесная) память, наконец, импровизационная
способность, позволяющая осуществлять
ролевое и позиционное
Нередко специалист социально-культурной сферы, работающий экскурсоводом на культурологических объектах, остается единственным человеком, противостоящим жаргонизированию и клишированию русской речи на разных уровнях, от экскурсоводческой ознакомительной беседы до статьи в центральной прессе. Сегодня нормы литературного языка как показатель общей культуры человеческого общества все реже соблюдаются в повседневном общении, сменяясь целыми просторечными и арготизированными комплексами. Важнейшим аспектом профессионального мастерства является высокий уровень речевого общения, ибо речевые структуры – главное средство реализации дидактической задачи. Специалист сферы сервиса или туризма, следуя от изложения готового и выученного к подлинной проблемно - поисковой деятельности, синтезирует коммуникативные, психологические и риторические предпосылки общения. Аудитория, с которой контактирует специалист социокультурной сферы, – это развивающаяся в процессе аргументации и организуемая словом общественная группа, но слово не состоится, пока не затронет ее реальных интересов и не обозначит мотивов дальнейшей деятельности. А. П. Корсаков указывает, что «…в процессе общения туриста или клиента с работником сервиса осуществляется... воспитание, т. е. формирование системы социальных установок, норм, ценностей, одним словом, – формирование ценностной ориентации личности». Этот процесс не может игнорировать того, что уже принял турист или обслуживаемый клиент как систему ориентиров и установок; более того, грамотный специалист в сфере сервиса и туризма начинает общение с обслуживаемыми клиентами в непременном контексте интересов, стремлений и мотивов, которые уже им присущи и которые являются условием возникновения аудитории как деятельного, воспринимающего, оценивающего и сотворящего коллективного «я».
Процесс продвижения сервисных услуг – творческий по самой своей сути, и коммуникативные технологии должны обрести соответствующую им эвристическую технику, начинающую действие задолго до процесса оказания сервисных или туристских услуг. Это и есть заинтересованное мастерство, предъявляемое клиенту как мастерство речевое – риторика. Аргументация должна быть не только грамотна, логична, точна и ясна, она должна быть влиятельна и действенна.
Процесс
оказания сервисных или туристских
услуг обладает прогностической
функцией, но всякое прогнозирование
реакции на сказанное, на личностное
развитие обусловливается речевым
мастерством специалиста и
Речевое
мастерство – наименее разработанная
часть профессионального, а между
тем от владения речью зависит
формирование клиентских мотивов и
интересов, скорость, полнота и прочность
усвоения рекламного материала, сохранения,
припоминания; точность, логичность и
яркость менеджерского
Поскольку процесс оказания сервисных или туристских услуг –это прежде всего живое общение, непосредственное взаимодействие с конкретной аудиторией, постольку необходимо вырабатывать в себе навыки творческого слияния с нею.
Речевое мастерство специалиста по сервису и туризму можно определить как область его профессиональной коммуникативной компетентности, область коммуникативной риторики. Это фактор решения коммуникативной задачи, исходя из знания языковых норм и возможностей речевого творчества в трудовом процессе; такое владение речью, при котором реакция обслуживаемого лица и заинтересованное взаимодействие в целом прогнозируется, направляется и совершается в формах, оптимальных для данной ситуации, сервисной задачи, аудитории (наличной и потенциальной). Это умение построить систему взаимоотношений специалиста и обслуживаемого лица таким образом, чтобы формирование знаний, оценок и представлений происходило в процессе творческого диалога и основывалось на совместном решении проблемных задач, обнаруживающих в самом формулировании то, что действительно может интересовать обслуживаемое лицо и формирует мотивы заинтересованности продуктом сервиса.
Коммуникативный
лидер – человек, способный приковать
внимание монологом, организовать диалог
и вести его в соответствии
с нормами национального
А. П. Корсаков подчеркивает, что речь есть орудие социальной жизни и интеллектуальной деятельности обслуживаемого лица. Чтобы профессионально решать коммуникативные задачи, каждый специалист по сервису и туризму должен владеть системой знаний и профессиональных речевых умений. Коммуникативные умения являются важным компонентом квалификационной характеристики специалиста по сервису и туризму. Степень их сформированности – показатель уровня деятельности специалиста.
Дидактическая
ориентированность речи специалиста
по сервису и туризму определяет
многие особенности его
• осознанное владение нормами литературного языка;
• лингводидактическая подготовка студентов по проблемам «язык и мышление», «язык и культура», «речевая и речетворческая деятельность» и др.;
• осознание текста как продукта речевой деятельности и единицы продвижения услуг и коммуникации;
• активная включенность студентов в речетворческую деятельность, овладение речевыми понятиями коммуникативной риторики.
Речевая
культура человека является своего рода
зеркалом его духовной культуры, а
для специалиста по сервису и
туризму служит также важнейшим
средством профессионального
Таким
образом, речевое мастерство – не
набор готовых форм и рекомендаций,
а умение их творчески использовать
так, чтобы речь достигала поставленной
цели и была организована в соответствии
с ситуативными характеристиками. Именно
поэтому важно овладение