Психология усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребенка. Главным фактором развития ребенка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества.

Оглавление

Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
1.2 Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
1.3 Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
1.4 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального «выгорания»:

1. предельное истощение,

2. отстраненность от  клиентов (пациентов, учеников) и  от работы,

3. ощущение неэффективности  и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или  падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей  профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

В англоязычной литературе были опубликованы тысячи статей по эмоциональному «выгоранию». В настоящее время  исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями. [6, 212]

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для  синдрома выгорания:

1. Физические симптомы - усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

2. Эмоциональные симптомы - недостаток  эмоций, неэмоциональность, пессимизм,  цинизм и черствость в работе  и личной жизни, безразличие  и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания. Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы - рабочее  время больше 45 часов в неделю.

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние - уменьшение интереса к новым  теориям и идеям в работе. Уменьшение  интереса к альтернативным подходам  в решении проблем (например, в  работе). Увеличение скуки, тоски,  апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни.  Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы - нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Выгорание очень «инфекционно»  и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен  выгоранию, становятся циниками, негативистами  и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко- стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

К числу таких профессий  относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который  мог бы испытывать преподаватель  в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Так же К. Чернисс отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как  и у индивидуума, страдающего  от выгорания, в организациях проявляются  различные симптомы этого явления, они следующие:

- высокая текучесть  кадров;

- снижение вовлеченности  сотрудников в работу;

- поиск «козла отпущения»;

- антагонистический групповой  процесс и наличие парных группировок;

- режим зависимости,  проявляющийся в виде гнева  на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;

- развитие критического  отношения к сотрудникам;

- недостаток сотрудничества  среди персонала;

- прогрессирующее падение  инициативы;

- рост чувства неудовлетворенности  от работы;

- проявления негативизма относительно роли или функции отделения

Таким образом, синдром  эмоционального выгорания характеризуется  выраженным сочетанием симптомов нарушения  в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный. [48,2]

1.3 Психологические условия  педагогической деятельности и  личности учителя

Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельности не привлекает такого внимания.

«Педагогическая деятельность – это, прежде всего передача детям  определенных знаний. Главное, с чем  должен идти учитель к детям, - знание предмета, эрудиция, владение информацией, хорошее самочувствие, самооценка, любовь к детям, душевное равновесие, психологический климат, эмоциональный настрой и многое другое». [32,7]

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических  особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого.

Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками  обозначить качества, без которых  нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Щуркова Н.Е. в своей  работе “Классное руководство”, говорит  о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то основные личностные черты это:

1. Интерес к жизни.  Влияние этой личностной черты  на содержание и характер работы  педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

2. Интерес к человеку  как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.

Когда внимание разного  рода личностным проявлениям “Я”  человека связано с познанием  человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается, или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.[50,93]

3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика  он, с одной стороны, является  условием успешности профессиональной  работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

Согласно Щурковой Н.Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. [50,94] Столяренко Л.Д. к таким качествам относит:

- наличие потребности  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

- способность эмоциональной  эмпатии и понимания людей;

- гибкость, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения,  быстро изменять речевое воздействие  в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

- умение ощущать и  поддерживать обратную связь  в общении; умение управлять  собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой,  умение управлять настроением,  мыслями, чувствами, умение снимать  мышечные зажимы;

- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

- умение прогнозировать  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

- хорошие вербальные  способности: культура, развитость  речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

- владение искусством  педагогических переживаний, которые  представляют собой сплав жизненных,  естественных переживаний педагога  и педагогически целесообразных  переживаний, способных повлиять  на учащихся в требуемом направлении;

- способность к педагогической  импровизации, умение применять  все разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение, заражение,  применение различных приемов  воздействия, “приспособлений”  и “пристроек”).[40,58]

По мнению Щурковой Н.Е. все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы. [50,94]

1.4 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»

Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия  факторов инициирующих эмоциональное  выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е. [27,20]

Индивидуальные факторы.

Организационные факторы.

Социально-демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение.

Условия работы: рабочие  перегрузки, дефицит времени, продолжительность  рабочего дня.

Содержание труда: стаж работы, число клиентов.

Личностные особенности: острота их проблем, выносливость, глубина контакта с клиентом, локус контроля, обратная связь, стиль сопротивления.

Информация о работе Психология усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте