Психология усвоения знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:33, контрольная работа

Краткое описание

Центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную ро

Оглавление

Содержание:
Введение
1. Психолого-педагогическая сущность процесса усвоения знаний
2. Уровни усвоения знаний
3. Психологические компоненты усвоения знаний
4. Структурная организация процесса усвоения знаний
5. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний
и умственной деятельностью учащихся
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология усвоеня знаний.docx

— 59.03 Кб (Скачать)

     Содержание: 

      Введение                                          

      1. Психолого-педагогическая сущность процесса усвоения знаний

      2. Уровни усвоения знаний

      3. Психологические компоненты усвоения знаний

      4. Структурная организация процесса усвоения знаний

      5. Обучаемость и проблемы управления  процессом усвоения знаний

          и умственной деятельностью учащихся

        Заключение

        Список литературы

 

 

 

   

 

   
   
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение

     Центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.

      Освоение  системы знаний, соединяющееся с  овладением соответствующими навыками, является основным содержанием и  важнейшей задачей обучения.

В рамках данной контрольной работы изучаются закономерности процесса усвоения знаний и особенности процесса обучения.  
Цель работы:  
Изучение формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.

        Задачи:  
- изучение процесса усвоения знаний;  
- анализ закономерностей процесса усвоения знаний. 
 
1.
Психолого-педагогическая сущность процесса усвоения знаний

 
 Усвоение знаний и умений - процесс  сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.

  Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.  

  Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Восприятия учебного материала - на различных ступенях существенно меняется: в младшем школьном возрасте еще очень велик удельный вес чувственного восприятия. С этим связано особое значение принципа наглядности в системе начального обучения. При этом задача наглядного обучения в школе заключается все же не в том, чтобы, культивируя, закреплять рабскую зависимость мышления ребенка от чувственного восприятия, а в том, чтобы, развивая в процессе обучения мышление ребенка, помочь ему перейти к активной работе мысли по осмыслению бытия. В старшем школьном возрасте значение наглядности сохраняется, но характер и роль ее изменяются: в единстве чувственной наглядности и отвлеченного теоретического знания все большим становится относительный удельный вес последнего; на основе приобретенных знаний и более развитого мышления само наблюдение становится более обобщенным и самостоятельным. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. В процессе осмысления материала все больше развивается способность переходить из фактического плана в план теоретический, в область все более широких теоретических обобщений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Закрепление знаний (их запоминание) приобретает все более осознанно - логический характер как по содержанию, так и по приемам; в младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала; воспроизводя его, он склонен всегда сохранять структуру подлинника; ему очень трудно дается реконструирование, перекомбинирование; у младшего школьника простое закрепление материала заметно преобладает над подлинным овладением, выражающимся в способности применять свои знания, используя их в различных условиях. У старшего школьника для этого имеются все возможности. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. 
          Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны  этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. 

2. Уровни усвоения знаний  
 
Знания могут усваиваться на разных уровнях:

    • репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
    • продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

      Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

      Можно установить следующие уровни овладения  учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам 

    • 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
    • 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
    • 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
    • 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
    • 4 уровень – учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

      Далеко  не все учебные умения должны достигать  уровня автоматизации и становиться  навыками. Одни учебные умения формируются  в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем  обучении совершенствуются. 
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

    • уровень различения (или распознавания) предмета;
    • уровень его запоминания;
    • уровень понимания;
    • уровень применения.

      Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и  рассматривая их структуру с точки  зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации (Беспалько В.П., 1989):

Характеристика  уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)
Уровень усвоения Название уровня Характеристика  уровня
0 (нулевой) Понимание Отсутствие  у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем  понимание свидетельствует о  его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии  обучаемости
I Узнавание Обучающийся выполняет  каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых  ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III Применение Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается  как продуктивное
IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает  новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
 

      Упомянутые  критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях  при оценке качества усвоения знаний школьниками.

    Проверка  и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В  педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знании и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е., в сущности, на уровне узнавания.

    Тест  в самом общем виде можно представить  в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать  тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон — это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

    Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность).

    Можно выделить три уровня усвоения.

    1-й  уровень — знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними.

    2-й  уровень — алгоритмический. Применение  ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.

    3-й  уровень — творческий. Применение  ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это — продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) — эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность.

    Для 1-го уровня характерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или  явление к объектам или явлениям данного вида; тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать  одно или несколько решений из списка возможных решений (при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте); тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний.

    Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. Могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» установить известную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ.

Информация о работе Психология усвоения знаний