Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:33, контрольная работа
Центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную ро
Содержание:
Введение
1. Психолого-педагогическая сущность процесса усвоения знаний
2. Уровни усвоения знаний
3. Психологические компоненты усвоения знаний
4. Структурная организация процесса усвоения знаний
5. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний
и умственной деятельностью учащихся
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Психолого-педагогическая сущность процесса усвоения знаний
2. Уровни усвоения знаний
3. Психологические компоненты усвоения знаний
4. Структурная организация процесса усвоения знаний
5.
Обучаемость и проблемы
и умственной деятельностью учащихся
Заключение
Список литературы
Центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.
Освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, является основным содержанием и важнейшей задачей обучения.
В рамках данной
контрольной работы изучаются закономерности
процесса усвоения знаний и особенности
процесса обучения.
Цель работы:
Изучение формирования в процессе обучения
механизма усвоения знаний и умений.
Задачи:
- изучение процесса усвоения знаний;
- анализ закономерностей процесса усвоения
знаний.
1. Психолого-педагогическая
сущность процесса усвоения
знаний
Усвоение знаний и умений - процесс
сложный, включающий в себя овладение
совокупностью разнообразных операций
и действий.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.
Процесс
учебного познания складывается из нескольких
этапов. Первым из них является восприятие
объекта, которое связано с выделением
этого объекта из фона и определением
его существенных свойств. Восприятия
учебного материала - на различных ступенях
существенно меняется: в младшем школьном
возрасте еще очень велик удельный вес
чувственного восприятия. С этим связано
особое значение принципа наглядности
в системе начального обучения. При этом
задача наглядного обучения в школе заключается
все же не в том, чтобы, культивируя, закреплять
рабскую зависимость мышления ребенка
от чувственного восприятия, а в том, чтобы,
развивая в процессе обучения мышление
ребенка, помочь ему перейти к активной
работе мысли по осмыслению бытия. В старшем
школьном возрасте значение наглядности
сохраняется, но характер и роль ее изменяются:
в единстве чувственной наглядности и
отвлеченного теоретического знания все
большим становится относительный удельный
вес последнего; на основе приобретенных
знаний и более развитого мышления само
наблюдение становится более обобщенным
и самостоятельным. Этап восприятия сменяет
этап осмысления, на котором происходит
усмотрение наиболее существенных вне-
и внутрисубъектных связей и отношений.
В процессе осмысления материала все больше
развивается способность переходить из
фактического плана в план теоретический,
в область все более широких теоретических
обобщений. Следующий этап формирования
знаний предполагает процесс запечатления
и запоминания выделенных свойств и отношений
в результате многократного их восприятия
и фиксации. Закрепление знаний (их запоминание)
приобретает все более осознанно - логический
характер как по содержанию, так и по приемам;
в младшем школьном возрасте наблюдается
обычно большая зависимость учащегося
от учебного материала; воспроизводя его,
он склонен всегда сохранять структуру
подлинника; ему очень трудно дается реконструирование,
перекомбинирование; у младшего школьника
простое закрепление материала заметно
преобладает над подлинным овладением,
выражающимся в способности применять
свои знания, используя их в различных
условиях. У старшего школьника для этого
имеются все возможности. Затем процесс
переходит в этап активного воспроизведения
субъектом воспринятых и понятых существенных
свойств и отношений. Процесс усвоения
знаний завершает этап их преобразования,
который связан либо с включением вновь
воспринятого знания в структуру прошлого
опыта, либо с использованием его в качестве
средства построения или выделения другого
нового знания.
Очень часто перечисленные этапы формирования
знаний принимают в качестве критериев
оценки уровней их усвоения.
Таким
образом, знание проходит путь от первичного
осмысления и буквального воспроизведения,
далее к пониманию; применению знаний
в знакомых и новых условиях; оцениванию
самим учеником полезности, новизны
этого знания. Понятно, что если знания
остаются на первом этапе, то их роль для
развития невелика, а если ученик применяет
их в незнакомых условиях и оценивает,
то это значительный шаг в сторону умственного
развития.
2.
Уровни усвоения знаний
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам
Далеко
не все учебные умения должны достигать
уровня автоматизации и становиться
навыками. Одни учебные умения формируются
в школе обычно до 3-го уровня, другие,
главным образом общие, до 4-го уровня,
после чего они в последующем
обучении совершенствуются.
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют
следующие уровни усвоения знаний, соотносимые
с соответствующими этапами их усвоения:
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации (Беспалько В.П., 1989):
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | ||
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
0 (нулевой) | Понимание | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости |
I | Узнавание | Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) |
II | Воспроизведение | Обучающийся самостоятельно
воспроизводит и применяет |
III | Применение | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
IV | Творчество | Обучающийся, действуя
в известной ему сфере |
Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.
Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знании и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е., в сущности, на уровне узнавания.
Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон — это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания.
Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность).
Можно выделить три уровня усвоения.
1-й уровень — знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними.
2-й
уровень — алгоритмический.
3-й уровень — творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это — продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) — эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность.
Для 1-го уровня характерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида; тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений (при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте); тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний.
Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. Могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» установить известную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ.