Психология семьи.Типы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Оглавление

Введение 2
Глава 1.Психология семьи 5
1.1.Динамика любви 5
1.2.Состояние влюбленности. 9
1.3.Семья:понятие,типы,стадии и взаимоотношения 11
Глава 2. Семейные взаимоотношения 24
2.1.Типы семейных взаимоотношений 24
2.2. Семейное воспитание 25
2.3 Конфликты в семье 31
2.4 Развод родителей. Проблемы, им обусловленные 32
Заключение 34
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

контрольна по психологии.docx

— 72.18 Кб (Скачать)

Эмоциональная близость требует  большей отдачи и большей работы над собой и своими отношениями.

Рассмотрим причины избегания  близости. Достичь близости, ничем  не поступившись, практически невозможно. А иногда за нее приходится платить  болью и обидой разрыва. Но зато и  наградой в наших отношениях с  другими нам служит возрастающее самоуважение, чувства того, что  ты любим, что о тебе заботятся, тебя защищают радость и покой доверия. Все это перевешивает боль. Некоторые  люди проходят по жизни, так и не узнав, что такое близость. Они хотят ее, но неспособны пожертвовать тем, что для этого необходимо. Близкие отношения могут не выдержать давления родителей или сверстников, разрушиться из-за того, что не сбылись ваши надежды или ожидания, из-за вмешательства посторонних, секса, из-за переоценки системы ценностей, разницы во взглядах или от ощущения, что вас используют.

   Если однажды, роком или ненароком, человек влюбляется по самые уши, то очень часто начинает преследовать стойкое убеждение, будто любимый человек совершенно не слышит.

Так как динамика любовных отношений у мужчин и женщин несколько  разнится, то и не удивительно, что  подобное проявление чувства в большей  мере свойственно мужчинам. И как только они не получили должного отклика от объекта своей влюбленности, на них и нападает стойкое убеждение, что вновь и вновь признаваться в любви надо при каждом удобном случае. Мне трудно сказать определенно, с чем это связано и почему признание в любви приобретает столь маниакальные формы. Очевидно лишь то, что подобная линия поведения будет наименее эффективна или даже разрушительна.

Во взаимоотношении полов  две вещи парадоксальным образом  всегда предполагаются как обязательные: любовь и секс. Обязательства, предполагаемые из секса, означают, что секс обязывает  другого человека на дальнейшее развитие отношений. Обязательства, которые  предполагаются от любви, говорят о том, что уже одно признание в любви требует какого-то продолжения отношений.

Сексуальные предписывания  свойственны женскому менталитету, а любовные - мужскому. И если женщина  пошла на сексуальную связь с  мужчиной, то это ей кажется гарантией, обеспечивающей какое-то продолжение  их отношений. В свою очередь, если мужчина  признается в любви женщине, он также  считает ее обязанной на ответное действие. Такой стиль мышления не является уникальным для того или  иного пола, эти предписания очень  сильно пропитывают обе стороны, и, например, мужчина, который вступил  в сексуальную связь с женщиной, и сам очень часто начинает считать себя обязанным на дальнейшее развитие этих отношений (как честный  человек, обязан на ней жениться, например).

Эти представления в подавляющем  большинстве случаев бессознательны, и хотя человек их осознает, он не имеет представления, откуда это  берется, и почему именно так, а никак  не иначе. Важно лишь знать то, что  мужчины и женщины очень часто  выстраивают свою линию поведения  именно на основе этих представлений.

1.2.Состояние  влюбленности.

Любовь путают с влюбленностью, между тем, в отличие от любви, влюбленность представляет собой состояние  острой эмоциональной не-устойчивости, непрерывных колебаний между  чувством взаимности, вызывающим эйфорию  и блаженство, и мучительной неуверенностью и ревностью. Обычно влюбленность переживается как очень сильное чувство, связанное  с возникновением душевной близости с другим человеком. В ней находит  разрешение тоска человека по защищенности, по избавлению от риска ответственности, его потребность в любовном отношении  к себе.

Два человека, ранее чужие  друг другу, внезапно чувствуют, что  преграда между ними исчезает, и  они могут ощущать себя как  единое целое. Момент единства становится одним из самых возбуждающих и  радостных в жизни. Но интенсивное  чувство страстной влюбленности -- еще не доказательство силы любви, нередко это лишь доказательство исходного одиночества этих людей. До возникновения влюбленности они  чувствовали себя одиноко. Ощущение отчужденности вызывало у них  тревогу, делало их такими беспомощными, что, испытав радость единства с  кем-то, они пре-исполняются восторгом (катарсис).

Двое уединяются для того, чтобы защищать, поддерживать и радоваться друг другу. Здесь мы обнаруживаем то, что достойно быть названо любовью. Оба партнера постепенно отказываются от спроецированного каждым из них  образа, который был вначале источником привлекательности, отказываются для  того, чтобы встретиться с гораздо  более привлекательной реальностью, таящейся в каждом из них. Они готовы признать и уважать "инаковость" друг друга. Каждый из них ценит видение  и таинственную судьбу другого и  всеми силами содействует их развитию и осуществлению. Каждый рассматривает, как свою особую привилегию возможность  содействовать росту и реализации видения и судьбы другого. Любовь есть высокое побуждение индивидуума  к росту и зрелости, к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать  неким миром, стать миром внутри себя ради другого. Это великое, почти  непомерное требование, нечто такое, что избирает нас и призывает  к великому. Любовь заключается в  том, что двое уединяются для того, чтобы защищать.

Уметь определять по внешности  психически-совместимых людей, можно  самостоятельно выбирать партнеров, отношения  с которыми будут гармоничными.

Люди боятся знать правду, и носит их по жизни, как тех  мотыльков. Не понимают, что они закономерные существа в пространстве среди звезд, и подвластны времени, а время  это и расстояние, и скорость, и энергия. И психика, и душа человека - это энергетическая субстанция, и  каждый человек имеет свою энергетику, которая типична у каждого  типа. Поэтому одни люди притягиваются, других отталкивает друг от друга, поэтому  и отношения между людьми определенных типов складываются именно в определенной закономерности, поэтому и гармония возможна только между совместимыми партнерами, когда объединяется и  взаимодействует их энергетика.

Психические закономерности - когда психика обоих имеет  потребности, которые не в состоянии  удовлетворить с этим партнером, и потому люди нервничают, раздражаются и устают, а обвиняют в этом друг друга.

Конечно, не со всеми можно  создавать семью. Имеет значение и культурный уровень, и образование, и вкусы, и общность интересов, и  симпатия, конечно. Поэтому специалисты  определяют только, совместимы ли партнеры, а выбор, однако остается за ними.

Все отношения сперва привлекают и заинтересовывают по определенным закономерностям, втягивают партнеров  в водоворот то приятных ощущений, то непонятных обид и проблем. И стараясь решить проблемы, партнеры много думают друг о друге, ищут пути к согласию, и только тогда, когда почувствуют, что будто загнаны в глухой угол, что уже болеть начинают от постоянных стрессов и депрессий, вот тогда уже находят тот единственно правильный выход - расставание.

Конечно, не со всеми можно  создавать семью. Имеет значение и культурный уровень, и образование, и вкусы, и общность интересов, и  симпатия, конечно. Поэтому специалисты  определяют только, совместимы ли партнеры, а выбор, однако остается за ними.

1.3.Семья:понятие,типы,стадии  и взаимоотношения

Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины , общности интересов  и целей, ответственности, взаимного  уважения, гордости друг за друга.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных  условиях семью характеризует:

во-первых, социально-классовый  признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального  труда;

во-вторых, - городская, сельская (по типу поселения);

в-третьих, однонациональная, многонациональная (по национальному  признаку);

в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская  семья и т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные  семьи, многодетные семьи и т.д.)

Если первых три типа семьи  характеризуются довольно просто, то два последних имеют много  различий. Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребёнка; окончание деторождения - рождение последнего ребёнка; «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребёнка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическим социальными и экономическими характеристиками. Жизненный цикл семьи, который иногда называют моделью развития семьи, исследуется по шкале возраста супругов либо возраста семьи, под которым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти какого-либо из членов семьи, разделения или воссоединения родственников или прекращения брака, вступления во второй брак и т.д.

Закономерность чередования  стадий прослеживается в большинстве  семей, однако сроки смены одной  стадии другой весьма вариативны. Это  связано как с личностными  особенностями членов семьи, так  и с влиянием факторов внешней  среды.

1-я стадия продолжается в среднем около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любовного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюбленным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения прерываются. Однако если за это время люди стали по-настоящему близки и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого - укрепление отношений. Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипопротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью. Отмечаются неразвитость родительских чувств и воспитательная неуверенность.

На этой стадии кандидаты  в супруги, как правило, очень  нуждаются в психотерапии. Полагаем, что такая психотерапия, направленная на преодоление конфликтов, налаживание  взаимопонимания между мужчиной и женщиной, их родственниками, имеющая  целью заключение счастливого брака, вполне заслуживает названия "семейная психотерапия". Перинатальным аспектом ее является работа, направленная на предупреждение случайной беременности или беременности как средства манипуляции.

2-я стадия. Молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно 1 отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского дона (супружеской подсистемы), убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. Конфронтация нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. Надежды на то, что рождение ребенка поможет улучшить отношения, обычно не сбываются. Как справедливо отмечает К. Витакер (1989), "беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе", а "непривязанный" отец находит себе иную привязанность - деньги, любовницу, новый автомобиль, собственную мать или алкоголь. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец еще в большей степени вынужден привязаться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нee развивается "чувство одиночества". В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, однако неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде мать-младенец. Часто это выражается в необоснованных невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия его утраты. При этом возможно формирование как неустойчивого типа воспитания, так и потворствующей гиперпротекции. Если ребенок очень похож на отца, с которым мать находится в состоянии конфликта, вероятно развитие эмоционального отвержения.

Семейный психотерапевт, работающий с семьей, находящейся  на этой стадии развития, должен стремиться способствовать скорейшему наступлению  следующей стадии.

Информация о работе Психология семьи.Типы семейного воспитания