Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).

Файлы: 1 файл

педагогика контр..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Введение

 

                                                                                                            Семейное воспитание

 можно, до известной степени,  назвать 

новооткрытой областью научной  педагогики.

 

П.Ф. Каптеев

    

 

       Наука  о семейном воспитании – относительно новая отрасль  теоретических знаний о воспитании детей в семье.  В России лишь  со  второй половины XIX столетия  стала выделяться  из общей педагогики самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно,  и до этого немало было в стране  педагогических сочинений  о первоначальном  воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них немного, преобладали иноземные в переводе на русский или в оригинале.

   

 Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно  в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье.  Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа,  а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности   общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).

 

      Семейное воспитание (то же самое - воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

    Определяющая  роль семьи  обусловлена её глубоким влиянием  на весь комплекс физической  и духовной жизни растущего  в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.  Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка немного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило  педагогам вывести довольно определённую зависимость; успешность формирование личности обусловливается прежде всего в семье. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью; какая семья, такой и выросший в ней человек.

        Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

 

 

 

2

2 Влияние атмосферы   семейной жизни на процесс  и результат воспитания личности.

 

     За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая, из этих ветвей представляя собой социальный институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

 

А вот социалист-утопист  Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

 

Современная наука располагает  многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

 

 «Главная особенность  семейного  воспитания состоит в том, что  оно наиболее эмоционально по  своему содержанию, его главной  предпосылкой является родительская  любовь к детям  и соответствующее  ответное чувство детей к родителям» 

 

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность нервной высшей и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

 

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка  с момента 

 

3

рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в

 специальные учреждения ( детский  дом ребенка и другие). У малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития .

       Известный отечественный  психолог А.Н. Леонтьев, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» . В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать, и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период . И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети . Например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы. Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».

 

      Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом . Ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).

 

      Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой находим обоснование еще двух факторов: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

 

     Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

 

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно

4

посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье  он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с  родителями, установить, какие в  их семье вырастают дети. Семья  и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

 

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, естественно, именно семье  должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации  правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

 

История напоминает: все государства  имели в разное время свои трудности  — революции, войны, экономический  и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества — семья.

 

В нашем современном обществе все  заметнее становится кризис семьи, пути  выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все  хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитания изменится к лучшему.

 

Не будем приводить ужасающие  сравнения, характеризующие ухудшение  семейного воспитания по сравнению  с недавним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение  к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

 

     Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

 

Подытоживая эти в общем хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к выводу:

 

• влияние семьи на ребенка сильнее  всех других воспитательных  воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

 

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в  семье, сформированы быть не могут;

 

•семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

5

• семья обеспечивает преемственность традиций;

 

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

 

• существенное влияние оказывает  семья на выбор профессии.       

 

    Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Информация о работе Семейное воспитание