Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).

Файлы: 1 файл

педагогика контр..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье.

 

14

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько  разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более Важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

     Всеми родителями используются  общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются‚ воспитывающие ситуации.

     Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, трудовое учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии.

 

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

 

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% — какие фильмы смотрят; 67% — как музыка им нравятся, больше половины родителей ничего не  могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся  ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании

 

15

сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский. Что же мешает наладить эффективное  семейное воспитание?

   Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве.

    Во-вторых, и это уже подвластно родителям,  - изменяющиеся и постоянно усложняющиеся  условия жизни.  В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем.

  В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания всем обществом.

 

4 Взаимоотношения семьи и школы ( дошкольного образовательного учреждения) в воспитательном процессе.

 

- роль семьи  в формировании личности

       За  тысячелетнюю историю человечества  сложились две ветви воспитания подрастающего поколения:   семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании  личности ребёнка.

 Издавна ведётся спор, что  важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание ( детский сад, школа, другие образовательные учреждения).  Одни  великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие к общественным учреждениям.

 

Cемейное воспитание:

     Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

   Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении ( самоуважении) каждого её члена.

  Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример

 

 

родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его  воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

    В исследовании Марковой Т.А. есть факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.  Например:

- Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. 

 

16

« Проводником»  семейного воспитания являются родительская любовь к детям  и ответные чувства (  привязанность, доверие, нежность)детей к родителям. Эффективность  семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех её членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищёнными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всём на свете у дедушки, который « самый, самый умный». Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.

 

- Воспитание  в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях , их повторяемостью изо дня в день.  Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию , форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребёнок знает и предвидит  в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например , возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для того , чтобы успокоить маму. ( попрошу прощение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку).

 

- семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (  бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье иная картина. Уже у ребёнка 1,5- 2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки спать,  подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребёнку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

       Подражая близким,  любимым людям, следуя их  «урокам  жизненной философии», ребёнок овладевает  формами  поведения, способами  общения и взаимодействия с  окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно,  страдать от упрямства сына, а « воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб  учителей типа « дрался на перемене».  Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего  самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают, и « отучить» от  таких,  которые постоянно демонстрируют.

 Таким образом, современная  наука подчёркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в  многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном

 

порядке отражаются на ребенке и, в  первую очередь, на особенностях его  характера. Если семейная атмосфера  неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и  сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

17

Сотрудничество  детского сада и семьи

 

      Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

     В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важнейшего показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

    Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе.  Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

 

     Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует

 

принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Информация о работе Семейное воспитание