Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).

Файлы: 1 файл

педагогика контр..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

7. Увеличение разрыва  между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные  институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

 

Конфликт в отношениях родителей  и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт -  жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.

 

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными, отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

 

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

 

1. Семьи, уважающие  детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общения. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

10

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая трещинка в душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают основание обозначить наиболее частые причины этой «трещинки»:

 

а) некоторые расхождения между  характером требований и 

личным поведением;

 

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.

 

Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют  свое мнение, уже не соглашаются. В  таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

 

3. Материально-ориентированные  семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

 

   Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

 

Такой вариант отношений возникает  и при чрезмерной занятости родителей  собой, работой, увлечениями, своими отношениями  и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского  долга, пассивности родителей в  общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

 

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не

 

11

могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.

     Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте, родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

 

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

 

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные  ситуации могут вызываться личными  недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

 

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты  родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных  переживаний, душевного подъема, возвышенных  устремлений, непонятных взрослым. Непонимание  и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

 

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических  свобод современные подростки и  старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов — в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам: «отец пьет много», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».

 

Педагоги выделили несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

 

На первом месте — педагогическая несовместимость родителей. Воспитание детей принадлежит к самым  трудным сферам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей  приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.

 

В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые часто уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.

12

другая причина — жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда. »

 

Семья и ее функции.

 

       Семья, с позиции  социологов, представляет собой  малую социальную группу, основанную  на брачном союзе и кровном  родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

       Брак как устойчивый  союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.

      Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

 

     Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети.

 Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые  семьей в настоящее время, привели  к сокращению рождаемости в  России и формированию нового типа семьи - бездетной.

 

 По типу проживания семья  подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

 

 Матрилокальный тип характеризуется  проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

 

 Нуклеарный тип брачных отношений  находит отражение в стремлении  молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

 

 Для современной городской  семьи характерным типом семейных  отношений можно считать унилокальный  тип, при котором супруги проживают  там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

 

 Жизнь семьи характеризуется  многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными,  психологическими. Каждый этап в  развитии семьи связан с утратой  одних и возникновением других функций,

 

с изменением масштабов и характера  социальной деятельности ее членов. Семья  выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

 

 

13

 

Основными функциями  по отношению к обществу являются:

 

- Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.

 

- Воспитательная функция – передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

 

- Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и т. д.

 

- Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.

 

 - Функции семьи по отношению к человеку:

 

 - Супружеская функция, родительская функция, организация быта.

 

 Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

 

Воспитательная - социализация молодого поколения;

 

Хозяйственно – бытовая поддержание  физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

 

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для  других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

 

Социальный контроль – ответственность  старших членов семьи за поведение  младших членов в обществе;

 

Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

 

Социально-статусная – семья  занимает определенное социальное положение  в обществе;

 

Досуговая – организация рационального  досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

 

Эмоциональная осуществление психологической  защиты каждого члена семьи.

 

Методы воспитания детей  в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

 

• влияние на ребенка индивидуальное основанное на конкретных поступках  и приспособлено к личности,

Информация о работе Семейное воспитание