Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).

Файлы: 1 файл

педагогика контр..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

 

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

 

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

 

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

 

Трудовое  воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

 

 

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши  дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

6

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека и влияет на процессы и результаты становления личности.

Но для этого нужно долго  и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

 

3 Характеристика  семейной  политики и демографии  в России.

 

Социология рассматривает семью  как часть целого общественного  организма, как клетку общества, как  социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производственных, профессиональных, политических, - семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен.

 

Утверждение новых отношений, новой  морали в семье осуществляется более  медленными темпами, чем в экономической  области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии. Этим, в частности, объясняется и трудность в прогнозировании развития семьи.

 

Жизнь семьи характеризуется многосторонними  отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних  и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

 

Основными функциями  семьи по отношению к обществу являются:

 

• физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

 

• воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

 

• производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 - 45 млн  человек;

 

• организация досуга, так как  значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

 

Функции семьи по отношению  к человеку:

супружеская функция. Супруги - самые  близкие люди, они взаимодополняют  друг друга. Отдыхают, получают моральную  поддержку;

7

родительская функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;

организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом  смысле.

 

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем  выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи. Их осознание и учет в деятельности учителей и родителей помогут более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.

 

Особенности развития современной  семьи. К таким особенностям относятся:

 

• специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности  складываются таким образом, что  каждый ребенок чувствует себя под  строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление  положительное, с другой же - такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих не только в одном с ними доме, но и в одном подъезде;

 

• существует прямая зависимость: чем  выше образование родителей, тем  более успешно учатся их дети в  школе. Современные родители, как  правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители - это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей - дедушек и бабушек и молодых родителей. Учителю, желающему разобраться в тонкостях семейного воспитания, необходимо иметь в виду данную особенность;

 

• происходящее в обществе расслоение населения по степени материального  достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25 % до 50 % семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение - это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам. Неслучайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели острых ощущений;

 

• идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек  и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших - своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей - предмет заботы общества;

8

• уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для  города, и для села является семья, воспитывающая одного-двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей "пожить для себя" и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему - изучение и разработку методов воспитания в мало-детной семье;

 

• увеличение числа разводов. Нужно  иметь в виду, что не всякий развод - плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику  ребенка. До 90% разводов падает на супружеские  пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

 

• увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка  в затруднительное положение  в плане общения, получения опыта  коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников - старших братьев и сестер, нет и подопечных, где он приобретает соответствующий опыт защитника, старшего. Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Если же к этому прибавить еще потерю родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже в младших классах как устойчивые черты поведения проявляются эгоизм, неразвитость коллективизма, черствость. Замечено, что похолодели отношения между родными братьями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных. Учителю важно иметь в виду и то, что пока детей из однодетных семей было немного, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье. 

 

 Впервые за последние 60—70 лет наше общество столкнулось  с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около  5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них Вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных  учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы - интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.

 

 

Характеристика основных тенденций семейного воспитания.

 

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей  расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.

 

Среди наиболее веских причин, неудовлетворительного воспитания детей в семье, отметим следующие.

9

1. Невысокий экономический  уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.).

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье  - и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч.

4. Высокий процент  разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене  в воспитании детей. Льготы  по уходу за детьми имеет  не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины - матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

Информация о работе Семейное воспитание