Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа
Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX - начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).
18
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада . Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры -одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании.
Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе.
В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства, учит пальчиковой технике рисования. А к Новому году в зале оформили выставку детских рисунков и работ Юлии Сергеевны. У Саши папа вернулся из Парижа, его беседа с детьми, сопровождаемая показом видеофильма, фотографий, оказалась очень интересной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада. Как-то раз Аня привела своего дедушку, и он собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпались и из других групп. Чему только ни научились мальчики, трудясь рядом с Александром Николаевичем!
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся
19
чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!
Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
5 Семейное воспитание и семейное право.
Семейное право.
Термин «семейное право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, под термином «семейное
право» подразумевается
Во-вторых, «семейное право» используется для обозначения совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения. Иными словами, в данном случае «семейное право» является синонимом понятия «семейное законодательство».
В-третьих, «семейное право» — самостоятельная отрасль правоведения, самостоятельное направление юридической науки (совокупность различных идей, концепций, взглядов, точек зрения на семейно-правовые явления).
В-четвертых, «семейное право» — учебная дисциплина, предусмотренная Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».
В-пятых, «семейное право» — субъективное право, представляющее собой вид и меру возможного поведения управомоченного лица (члена семьи) в сфере семейных отношений
Задачей семейного права является защита семьи, материнства, отцовства и детства. Оно направлено на укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед ее членами, недопустимости вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью,: какая семья, такой и выросший в ней человек.
20
Влияние семьи:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, - - - будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Составные компоненты семейного воспитания:
Физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
Нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
Интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
Эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
Трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
Так же существуют и общие методы воспитания.
Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.
Основные методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример;
- поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.
21
Характеристика семейного права
Задачей семейного права
является защита семьи,
Регулирование семейных отношений основано на следующих принципах:
- признание государством только
брака, заключенного в органах
записи актов гражданского
- добровольность брачного союза мужчин и женщин;
- равенство прав супругов в семье;
- разрешение внутрисемейных спор
- приоритет семейного
- забота государства, родителей о благосостоянии и развитии детей;
- объявление приоритетной
- запрещение любых форм ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности;
- ограничение прав граждан в
семье только на основе
Семейное законодательство устанавливает:
- условия и порядок вступления в брак;
- условия прекращения брака
и признания его недействительн
- личные неимущественные и
- отношения между другими
- формы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное законодательство строится, прежде всего, на принципиальных положениях Конституции России.
Ст. 7 Конституции закрепляет государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству.
Ст. 23 Конституции России предоставляет право гражданину на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Ст. 38 Конституции России устанавливает защиту государством материнства, детства и семьи. Она устанавливает равное право и обязанность родителей заботиться о детях и о их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Семейное законодательство включает Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.
22
Брак возможен только при свободном и полном согласии обеих, вступающих в брак, сторон.
Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Порядок заключения брака
Брак - это свободный,
равноправный союз женщины и
мужчины, достигших брачного
Условия заключения брака
1. Для заключения брака
2. Брак не может быть заключен
при наличии обстоятельств,
Право на вступление в
брак возникает при наличии
- человек должен достичь
- лицо не должно состоять в другом зарегистрированном браке;
- запрещается вступление в брак с близким родственником:
родственником по прямой восходящей (родители, дети) и прямой нисходящей (дедушки, бабушки и внуки), полнородным и неполнородным (общие отец или мать) братом и сестрой;
- запрещен брак между
- лицо не должно быть признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
-лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
-близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющих общих отца или мать), братьями и сестрами);
-усыновителями и усыновленными;
-лицами, из которых хотя бы одно лицо признано чудом недееспособным вследствие психического расстройства.
Брачный возраст
1. Брачный возраст
2. При наличии уважительных
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.
23
Расторжение брака
В органах записи актов гражданского состояния предусматривается расторжение брака: при взаимном согласии на это супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим либо недееспособным, или осужден на срок свыше 3-х лет. При этом семейный кодекс сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с 3-х до 1-го месяца (ст. 19).