Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:57, контрольная работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Введение 2
Глава 1.Психология семьи 5
1.1.Динамика любви 5
1.2.Состояние влюбленности. 9
1.3.Семья:понятие,типы,стадии и взаимоотношения 11
Глава 2. Семейные взаимоотношения 24
2.1.Типы семейных взаимоотношений 24
2.2. Семейное воспитание 25
2.3 Конфликты в семье 31
2.4 Развод родителей. Проблемы, им обусловленные 32
Заключение 34
Список использованной литературы 34
Неадекватность также
может проявляться с завышенной
самооценкой. Это происходит в семье,
где ребенка часто хвалят, и
за мелочи и достижения дарят подарки
(ребенок привыкает к
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети
с высокой , но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его
интересам, вкусам, отношениям с друзьями)
сочетаются с достаточной
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем
притязаний и низкой самооценкой
не претендуют на многое ни в будущем
ни в настоящем. Они не ставят перед
собой высоких целей и
Личностной особенностью
в этом возрасте может стать тревожность.
Высокая тревожность
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей
продуктивностью учебной работы
ребенка, все больше и больше сосредотачиваются
на этих вопросах в общении с ним,
что усиливает эмоциональный
дискомфорт. Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности
ребенка отражаются на его учебной
деятельности, низкая результативность
деятельности вызывает соответствующую
реакцию окружающих, а эта отрицательная
реакция в свою очередь, усиливает
сложившиеся у ребенка
Второй вариант - демонстративность
- особенность личности, связанной
с повышенной потребностью в успехе
и внимании к себе окружающих. Источником
демонстративности обычно становится
недостаток внимания взрослых к детям,
которые чувствуют себя в семье
заброшенными, «недолюбленными». Но бывает,
что ребенку оказывается
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
Третий вариант - «уход
от реальности». Наблюдается в тех
случаях, когда у детей
Многие родители с замиранием
сердца ждут так называемого переходного
возраста у своих детей. У кого-то
этот переход от детства к взрослению
проходит совершенно незаметно, для
кого-то становится настоящей катастрофой.
Еще недавно послушный и
После относительно спокойного
младшего школьного возраста подростковый
кажется бурным и сложным. Развитие
на этом этапе, действительно, идет быстрыми
темпами, особенно много изменений
наблюдается в плане
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
- Родители регулярно указывают детям, что им делать;
- Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
- Ребенок может принимать
отдельные решения сам, но
- Решение часто принимает сам ребенок;
- Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных
стилях семейного воспитания, определяющего
особенности отношений
Демократичные родители ценят
в поведении подростка и
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если
высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным,
отвергающим отношению к
Сочетание безразличного
родительского отношения с
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и
при высоких ожиданиях
Конфликты возникают при
отношении родителей к
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1.Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2.Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот - поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3.Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4.Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь - то, что должно присутствовать в отношениях с родителями
Для достижения воспитательных
целей в семье родители обращаются
к разнообразным средствам
Информация о работе Психология семьи.Типы семейного воспитания