Психология семьи.Типы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Оглавление

Введение 2
Глава 1.Психология семьи 5
1.1.Динамика любви 5
1.2.Состояние влюбленности. 9
1.3.Семья:понятие,типы,стадии и взаимоотношения 11
Глава 2. Семейные взаимоотношения 24
2.1.Типы семейных взаимоотношений 24
2.2. Семейное воспитание 25
2.3 Конфликты в семье 31
2.4 Развод родителей. Проблемы, им обусловленные 32
Заключение 34
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

контрольна по психологии.docx

— 72.18 Кб (Скачать)

Неадекватность также  может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и  за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному  вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся  подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его  интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда  ребенок того заслуживает. Дети с  пониженной самооценкой (не обязательно  очень низкой) пользуются дома большей  свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к  другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка  как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем  притязаний и низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в будущем  ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких целей и постоянно  сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем  успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает  устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс  обучения. Если переживаемые им временные  трудности раздражают взрослых, возникает  тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат  достигается в ситуации, когда  ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют  завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию  бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и  шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются  на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный  дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности  ребенка отражаются на его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье  заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное  внимание, а оно его не удовлетворяет  в силу гипертрофированной потребности  в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются  не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок  будет добиваться внимания, даже нарушая  правила поведения. («Лучше пусть  ругают, чем не замечают»). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно  труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с  высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - «уход  от реальности». Наблюдается в тех  случаях, когда у детей демонстративность  сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность  во внимании к себе, но реализовать  ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать  неодобрение своим поведением, стремятся  к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для  кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный  ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это  нередко вызывает непродуманную  отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное - ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений  наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность  подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются  друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в  общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается  предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных  вариантов:

- Родители регулярно указывают  детям, что им делать;

- Ребенок может высказать  свое мнение, но родители принимая  решение, к его голосу не  прислушиваются;

- Ребенок может принимать  отдельные решения сам, но должен  получить одобрение родителей,  родители и ребенок имеют почти  равные права, принимая решение;

- Решение часто принимает  сам ребенок;

- Ребенок сам решает  подчиняться ему родительским  решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  особенности отношений подростка  с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят  в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком  раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких  отношениях проходит без особых переживаний  и конфликтов.

Авторитарные родители требуют  от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять  причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы  жизни, причем могут это делать и  не вполне корректно. Дети в таких  семьях обычно замыкаются, и их общение  с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к  стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные  и жестокие родители. Дети из таких  семей редко относятся к людям  с доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в  любви.

Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный  вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение  становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются  в родителях как в опоре, они  должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном  контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в  общении со сверстниками.

Трудности возникают и  при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам  решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

2.3 Конфликты  в семье

Конфликты возникают при  отношении родителей к подростку  как к маленькому ребенку и  при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское  послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей  не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в  то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может  гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться  с мальчиком и т.д. легкая ранимость  этого «взрослого» ребенка требует  от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений  и нотаций! Подросток хочет, чтобы  взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение  к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы  со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки  конфликтных ситуаций:

1.Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2.Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот - поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3.Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4.Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

В подростковом возрасте очень  важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь - то, что должно присутствовать в  отношениях с родителями

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся  стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания  по возможности должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует  у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда  его что-то не устроит.

Информация о работе Психология семьи.Типы семейного воспитания