Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:18, реферат
Данная курсовая работа представляет собой взгляд на рекламу, а точнее применение такой науки как психоанализ при ее создании, американских специалистов в данной области.
Однако, требуется заметить, что это отнюдь не последние разработки в данной области, а скорее наоборот - взгляд на данную проблему из далекого-далекого прошлого - середины нашего века. Естественно, к девяностым годам произошли некоторые, если не сказать координальные, изменения во взглядах на рекламу как создателей оной, так и ее потребителей, зрителей, слушателей и так далее - можно говорить как угодно - то есть любого из нас.
Доминирующая роль врожденной сексуальности.
Сексуальные мотивы использовались в рекламе эмпирически задолго до появления психоанализа, но учение Фрейда побудило по-иному посмотреть на это дело. Исследованиями обнаружено, что многие косметические товары оставались на туалетных столиках женщин неиспользованными и даже не начатыми: женщины были разочарованы в том, что прежние средства не помогли им достигнуть цели, ради которой они прибегли к косметике, получившей у них название "мертвого энтузиазма". В середине 50-х годов появилось 250 новых марок парфюмерных и косметических изделий, но их нельзя было рекламировать по-старому, потому что грубый сексуальный мотив уже не действовал. Исследователи нашли, что надо делать акцент на поэзии, фантазии отношений между полами, на капризе и т. п. В то же время реклама некоторых предметов женского туалета стала приобретать более открытый сексуальный характер. Широкую известность получила реклама бюстгальтеров с изображением женщины в одной этой принадлежности туалета, бродящей среди толпы нормально одетых людей. Надпись гласила: "Мне приснилось, что в новом бюстгальтере я остановила уличное движение". Подобные сны стали изображаться и на других рекламах, а одна фирма объявила 10 тысяч долларов премии за лучший сон. Макмарра установил, что авторучки - символ мужского тела, а Дихтер - что автомашина - символ любовницы. Нильсон наблюдал болельщиков спортивной борьбы и пришел к заключению, что женщин среди них вдвое больше мужчин, и что у них сильны садистские и мазохистские переживания. Психоаналитики выяснили, что в середине XX века мужчины и женщины обнаружили сильную потребность сохранить отличительные свойства своего пола и соответственно этому стали строить рекламу предметов, предназначенных для мужчин и женщин, делая в одних случаях ударение на мужественности, в другой - на женственности. В рекламе женского белья большую роль сыграл нарциссизм: показывали женщину в белье, любующуюся собой в зеркале. Продажа женского белья рекордно увеличилась. Бритье бороды психоаналитики рассматривают как символическую кастрацию; когда большому числу мужчин предложили раз и навсегда избавиться от бороды при помощи специального крема, то охотников оказалось очень мало. Сигара - символ мужественности. Молодой отец угощает сигарой и этим как бы заявляет, что у него родился ребенок. Мужчина просит у дамы разрешения закурить сигарету, но он явно неискренен. Придя к выводу, что женщинам нравится, когда мужчины курят, психоаналитики стали советовать владельцам магазинов предлагать женщинам сигары, как подарок мужьям, и это имело успех. Психоаналитики обнаружили, что у мужчин и женщин различные мотивы покупки одних и тех же товаров. Мужчина, например, смотрит на дом, как на мать, к которой он приходит отдохнуть после утомительного рабочего дня, женщина сама себя отождествляет с домом. В соответствии с этим стали дифференцировать рекламу. Изменилась даже реклама спиртных напитков, когда обнаружилось, что их покупают не только мужчины, но и женщины. Например, изменили форму посуды и даже этикетки, закрутив у них углы. С другой стороны, на рекламе сигар стали изображать мужественных мужчин с татуировкой на руке. Это нашло такой отклик, что в продаже появились узоры татуировки, которые можно наклеивать на предплечье.
Возврат к переживаниям детского возраста.
Эти переживания особенно энергично эксплуатируются в рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резины. Основой основ служит здесь толкование полости рта, как зоны наслаждения. Грудной ребенок находит успокоение и удовольствие в материнской груди, взрослые - в пище, курении, сосании. Многие пищевые продукты приобретают таким образом скрытое психологическое значение, служащее предметом исследований. Д-р Лихтер занялся исследованием мороженого и пришел к выводу, что его надо показывать на рекламе не в виде аккуратно разложенных пакетиков, а обильными порциями на тарелках или в вазах, потому что здесь потребитель может утопить свой рот в вожделенной сласти. Рекламные кампании, построенные в середине 50-х годов на этой рекомендации, сильно повысили спрос на мороженое. Супы нравятся людям по той причине, что бессознательно напоминают об околоплодной жидкости в утробе матери. - Курение толстых сигар воспроизводит сосание большого пальца, курение длинных сигарет - кусание ногтей. Курение табака и жевание резинки снимает напряжение, успокаивает. Уже сама папироса в руках - это начало привычной повторяющейся успокоительной процедуры. Наблюдения над женщинами - покупательницами в новейших огромных магазинах самообслуживания (супермаркетах) показали, что покупки часто совершаются здесь не по заранее составленному перечню, а импульсивно - под влиянием обилия товаров. Большую роль при этом играют внешний вид товара, его запах, цвет: маринады, фруктовые компоты в стеклянных банках, конфеты, пирожные, закуски составляют в общем более 90% таких импульсных покупок. Джеймс Викари взялся исследовать это влияние и в качестве физиологического показателя выбрал количество мигания глаз покупательниц при помощи скрытой камеры. У нормального человека глаза мигают 32 раза в минуту, при сильном волнении, напряжении - до 50 - 60 раз, при расслабленном состоянии - до 20 и менее. Викар установил, что во время отбора товаров число миганий у женщин падает до 14 в минуту, что можно сравнить с состоянием транса. Женщины как бы загипнотизированы окружающим их и доступным изобилием, они не замечают своих знакомых, не здороваются с ними, ударяются о полки, спотыкаются о ящики, не видят камеры, щелкающей на близком расстоянии от них. Когда женщины, наполнив свои тележки, направляются к контрольному прилавку, картина меняется: число миганий увеличивается у них до 25 в минуту, а при звуке аппарата, выбивающего чек, и при голосе кассира, называющего сумму, - до 45 в минуту. Во многих случаях оказывалось, что у покупательниц не хватало денег, чтобы расплатиться за "импульсивные" покупки. После исследований стали прибегать к еще более яркой и привлекательной упаковке. При этом обнаружилось, что сильнее всего гипнотизируют желтый и красный цвет (на мужчин сильнее действует синий). Появилась упаковка, изображающая соблазнительные процессы приготовления пищи и как будто взывающая к завершению таких процессов. Рекламные работники додумались даже до говорящей упаковки, начинающей тихую беседу о товаре, когда берешь его в руки. Исследованиями установлено, что женщины, направляясь за покупками, оставляют очки дома. В связи с этим стали раскладывать товар на уровне глаз, а особенно соблазнительные товары - на видном изолированном месте и в большом количестве, что называется навалом, так как изобилие сильно привлекает покупателей. В некоторых магазинах имеются, наряду с тележками для взрослых, также маленькие тележки для детей. Ребята набирают в них то, что им нравится, а затем, нередко со спорами и пререканиями, заставляют матерей платить. Резко повышают сбыт магазины, дающие попробовать товар (например, сыр) или угощающие напитками (например, кока-колой). Общий эффект таких соблазнов: увеличение расходов средней американской семьи на питание с 23% до 30% заработка. По пути торговцев товарами широкого потребления пошли также некоторые страховые общества, раскладывающие свои полисы на столиках в магазинах дорогих вещей и добивающиеся успеха: покупатели берут их. Тщательные и продолжительные наблюдения над приобретением дорогих вещей показали, что и такие вещи покупают импульсивно, но нередко также с целью освободиться от напряженного состояния, к которому приводит нерешительность.
Классы и касты в торговом зале.
В 1948 году вышла из
печати книга Ллойда Уоркера "Общественный
класс Америки", в которой был
дан анализ мотивов поведения людей разных
классов. Книга стала важнейшим пособием
к изучению рынка, а автор - компаньоном
рекламной фирмы. Уоркер различает шесть
классов: 1. Высший (представители старинных
аристократических фамилий). 2. Высокий
(новая богатая аристократия). 3. Высший
средний (различные специалисты, руководители
фирм, владельцы крупных торговых предприятий).
- Эти три класса составляют 15 % населения.
4. Средний (служащие, ремесленники, квалифицированные
рабочие). 5. Низший средний (рабочие, некоторые
иностранные прослойки). - Эти два класса
составляют 65% населения. 6. Низший (остальные)
- 20% населения. Для торговых компаний особый
интерес представляют классы 4 и 5, составляющие
большинство населения и обладающие большой
покупательной способностью. При этом
коммерсанты больше интересуются женщинами
этих двух классов, на долю которых падает
около 80% семейных решений о новых приобретениях.
Этих женщин называют "Миссис среднее
большинство" или "Любимицей рекламных
агентств". - В связи с этим в американской
литературе появились исследования, касающиеся
потребностей и привычек таких женщин,
их социального, семейного, морального
и религиозного облика. Цель таких исследований
отнюдь не академическая, а чисто практическая:
найти наилучшие средства для привлечения
женщин в магазин.
Примеры. Парфюмерная фирма, решившая
выпустить новый сорт духов, намеревалась
назвать их "Наоми" и воспроизвести
на ярлыке полуобнаженную "Наоми"
Гогена. Представительницы 4 и 5 классов,
которым показали изображение девушки,
назвали ее грязной, неуклюжей и категорически
забраковали. Вместо шедевра Гогена на
ярлыке поместили "блондинку с чувственными
губами и загадочными глазами". Кондитерская
фирма пришла к выводу, что дорогие конфеты,
предназначенные для богатых покупателей,
можно продавать в дешевых картонных коробках,
дешевые же - в дорогих металлических (чтобы
их могли затем использовать в хозяйстве).
Пивоваренная фирма, продукция которой
пользовалась большим успехом, решила
сделать ее еще более привлекательной
и стала изображать на своей рекламе мужчин
в смокингах и охотничьих костюмах. Эти
"интеллигенты" не понравились, однако,
традиционным потребителям - рабочим,
мелким служащим, и сбыт пива сократился.
Пришлось искать для рекламы других героев
- простых, энергичных "полноценных
американцев".
Продажа символов людям,
стремящимся повысить
свое положение в
обществе.
Американское общество состоит
из многочисленных классов и классовых
прослоек, для которых ("не считая
самых низких слоев, погруженных
в мрак невежества") характерно стремление
вверх по общественной лестнице. Огромную
роль играют при этом материальные символы
общественного положения, с громадной
выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые
фирмы продают символы, а население охотно
их покупает. Это значит, что можно успешно
рекламировать более дорогие и изысканные
продукты питания, одежду, убранство жилья,
автомобили. Большую помощь оказывают
специальные исследования. Ческин установил,
что покупка платья продолжается 90 минут
и основана на 3 основных мотивах: 1) влюбленность
в платье - его цвет, покрой и т. д. 2) сама
женщина в платье, 3) мода. Решающую роль
(40% покупок) играет мода, побуждающая принять
положительное решение даже в тех случаях,
когда платье не нравится. Другие исследования
привели к заключению, что есть три важнейших
средства воздействия на покупателя (имея
в виду его стремление занять более высокое
общественное положение): 1. Предлагать
предметы большого размера. Это касается,
например, кухонных плит, но больше всего
- автомобилей ("Люди понимают, что если
вы сделали скачок от "Форда" к "Кадиллаку",
то вы украли деньги," - Пьер Мартина,
руководитель исследований при газете
"Чикаго трибюн"). Маленькая машина
- низкий престиж, большая машина - высокий
престиж. 2. Указывать на ярлыке соответствующего
предмета высокую цену. Парадоксальный
факт, но вполне реальный: известно, например,
что машину "Шевроле" не покупали
вследствие умеренной ее цены по сравнению
с другими марками; одна фирма выпустила
духи стоимостью 45 долларов за флакон,
вторая - сигареты по 35 долларов за пачку;
третья - шариковую ручку стоимостью 50
долларов. 3. Заручаться отзывами знаменитостей
о продаваемом товаре. Имеются специальные
фирмы, организующие сбор таких отзывов
и делающие огромные обороты. Общий вывод:
"Мы можем только догадываться о напряжении
и волнении, вызываемых безумной погоней
за эмблемами успеха в нашем обществе,
и содрогаться при мысли о том, к чему это
может привести во время экономического
застоя," - Роберт Лекахман, экономист.
Средства борьбы
с внутренними
антипатиями.
По отношению к некоторым продуктам население обнаруживает такую сильную антипатию, что требуются большие усилия для того, чтобы выяснить ее причины и преодолеть их. Так было, например, с черносливом, пользовавшимся очень низким спросом. Первые же опыты показали, что чернослив ассоциируется с понятиями "старая дева", "высушенный", "родительский авторитет" (детей заставляют есть чернослив), "пансион" (им кормят в бедных пансионах), следовательно, также со скупостью, жадностью. Черный цвет ягод воспринимался, как неприятный. Сильно подавляли слабительные свойства чернослива и ассоциации его с запором. Наблюдениями было установлено, что многие из потребителей чернослива действительно страдают запорами, а запор, в свою очередь, тоже связан, по мнению психоаналитиков, с жадностью. После ряда исследований решено было подчеркивать в рекламе совсем другие свойства чернослива. Он стал "новым чудесным плодом", способствующим здоровью, бодрости, хорошему настроению. Вместо четырех черных ягод, плавающих в какой-то темной жидкости (на старой рекламе), чернослив стали показывать в пестрой яркой посуде или на фоне белоснежной сырковой массы. Рядом изображали играющих детей, а затем жизнерадостных спортсменов. О слабительных свойствах чернослива упоминалось в самом конце. В результате чернослив приобрел такую популярность, что когда через некоторое время упали спрос и цены на многие сельскохозяйственные продукты, цены и спрос на чернослив продолжали расти. Другие примеры: длинные мундштуки сигарет, введенные в качестве средства против рака легких, ассоциировались с предметами женского обихода ("такие мундштуки годятся для женщин, а не для мужчин") и даже с покойным президентом Рузвельтом, пользовавшимся таким же мундштуком (а Рузвельт - дурное воспоминание у состоятельных людей). В результате была создана новая форма мундштука, и задача повышения спроса на сигареты практически была решена. Причиной антипатии к готовому кофе (быстрорастворимому) оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой (не желающей готовить кофе). Отрицательное отношение было преодолено, когда вместо таких свойств, как "эффективный", "быстрый", "экономный" и т. п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и показывать, как его подают в Боне и т. п. романтических местах. Чай воспринимался населением, как напиток азиатов, изнеженных мужчин и светских дам. Именно поэтому его не признавали. Отношение изменилось, когда его стали рекламировать как сильный и мужской напиток. Через два года после введения новой рекламы спрос на него увеличился на 13%, а в районах усиленной рекламы - на 25%. Дурной славой пользовался олеомаргарин: женщины считали его жирным, больше похожим на сало и не брали его. Во время специально организованного опыта каждой из присутствовавших женщин дали по два кусочка жира - желтый (маргарин) и белый (масло) - и попросили описать их. Более 95% женщин приняли маргарин за масло, а масло за маргарин. После этого стали выпускать маргарин желтого цвета и описывать в рекламе не экономичность его и не сходство с маслом, а пригодность в хозяйстве. Итоговые экономические показатели: в 1947 году американцы потребляли в среднем на человека вдвое больше масла, чем маргарина, в 1955 году маргарин уже оспаривал у масла первое место.
Борьба с подсознательным сопротивлением.
Речь идет о нелогичном и настойчивом сопротивлении как раз тем элементам рекламы, которые специалисты считают наиболее эффективными. Так, например, многие женщины категорически отвергли изображение нового, автоматически переключающегося холодильника, с открытой дверью. Говорили, что это неоправданная расточительность. На рекламе автоматических стиральных машин фирма показывала, что вовремя стирки семья может даже спать и помещала всех членов семьи в одной кровати. Это возмутило женщин, заявлявших, что семья, приобретающая такую стиральную машину, может обзавестись и достаточным числом кроватей. Медицинское общество, призывавшее население пользоваться помощью только квалифицированных врачей, показало в своем кинофильме девушку, обратившуюся к шарлатану и обжегшую лицо во время рентгеновского снимка. В результате население данного района вообще стало отказываться от рентгеновского обследования. Желая показать прочность чемоданов из стекловолокна, фирма изобразила на рекламе чемодан, выпавший из самолета и оставшийся невредимым. Это сильно напугало читателей рекламы, так как, по их мнению, это означало, что чемодан может пережить воздушную катастрофу, а они - нет. Реклама супа с отрывным купоном, дававшим право на премию - нейлоновые чулки, сильно обидела хозяек, заявивших, что ногам не место в супе. Реклама пива подчеркивала низкую калорийность своего напитка с целью привлечь потребителей, боящихся пополнеть. Это привело к падению спроса. Специальное исследование показало, что низкая калорийность ассоциируется с болезнью, самоограничением, диетой и т. п. непривлекательными понятиями. В одном случае специалисты пришли к выводу, что телевизионная реклама воспринимается лучше, когда она включается в плохую программу, чем в хорошую, так как хорошая отвлекает от рекламы. Во всех примерах (кроме последнего) потребовалось много усилий, чтобы избавить рекламу от подобных вредных для дела ассоциаций, которые она может вызвать. Некоторые фирмы (с помощью психологов) стали проверять на свободные ассоциации (по Фрейду) все слова, составлявшие текст их рекламы.
Психологические соблазны детей.
"Будущая профессия
всех сегодняшних детей - быть
квалифицированными