Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа
Цель работы - выявить влияние на поведение, отношение и восприятие потребителями воздействующих телевизионных рекламных средств.
Задачей курсовой работы является изучение процесса воздействия и восприятия рекламы.
Объектом исследования является воздействие на человека телевизионных реклам.
Введение…………………………………………………………………2
1.реклама как процесс воздействия……………………………………3
понятие и сущность рекламы……………………………………….3
роль и значение рекламы……………………………………………5
1.3 история развития психологии рекламы……………………………6
2. приемы манипулирования, применяемые в рекламе………………16
3. Анализ психологической эффективности рекламных
роликов сока «Моя семья»…………………………………………......24
3.1 Характеристика сока «Моя семья»…………………………………24
3.2 Анализ эффективности рекламных роликов «Моя семья»……….25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.реклама как процесс
1.3 история развития психологии рекламы……………………………6
2. приемы манипулирования, применяемые в рекламе………………16
3. Анализ психологической эффективности рекламных
роликов сока «Моя семья»…………………………………………......24
3.1 Характеристика сока «Моя семья»…………………………………24
3.2 Анализ эффективности
рекламных роликов «Моя семья»…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...29
Введение
Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу - везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Прежде всего, она несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама - всегда информация, а информация - не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.
Актуальность работы заключается в психологической обоснованности характера воздействия рекламы, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, т.к. реклама - это явление социально-психологическое.
Цель работы
- выявить влияние на поведение, отношение
и восприятие потребителями воздействующих
телевизионных рекламных
Задачей курсовой работы является изучение процесса воздействия и восприятия рекламы.
Объектом исследования является воздействие на человека телевизионных реклам.
Предметом исследования явилось исследование влияния на поведение, отношение и восприятие рекламы.
1 Реклама как процесс воздействия
Реклама есть разновидность информации, т. е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способов их представления. Она обладает специфическими признаками, знание которых необходимо для отграничения рекламы от иной информации, что, в свою очередь, позволяет законно и обоснованно реализовывать рекламное законодательство — соблюдать, исполнять и применять его именно в сфере рекламы, а не в области распространения какой-либо другой сходной информации, правильно разрешать возникающие по этому поводу споры.
Прежде всего, в качестве рекламы может быть расценена лишь информация, которая одновременно обладает двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространена общедоступными способами. Рекламная информация не направлена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (далее в тексте — товары). Распространяется реклама в любой форме — письменной, устной, в виде схем, графиков, рисунков и иных изображений. Нет никаких ограничений также в средствах (способах) распространения рекламы. Ими могут быть любые носители информации — газеты, плакаты, почтовые отправления и т. п. Как реклама трактуются даже рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах торговых точек.
Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслуживает его: она несет информацию о физических или юридических лицах — субъектах предпринимательства и о товарах — результатах (предметах) предпринимательской деятельности. Необходимо, в частности, подчеркнуть, что не относятся к рекламе часто встречающиеся в жизни объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Специфические признаки просматриваются и в источниках рекламной информации, той "кухне", на которой она готовится. При кажущейся простоте восприятия рекламы каждым из нас она является результатом усилий многих людей. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радио-, телевещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Может, конечно, складываться ситуация, когда все три участника рекламных отношений выступают в одном лице (рекламодатель сам производит и распространяет рекламную информацию) или в двух лицах (рекламодатель сам лишь производит продукцию, а распространяет ее через других лиц; возможно и такое, что одно лицо по заданию рекламодателя производит и распространяет рекламную продукцию). Однако подобное случается редко, дилетантство здесь неуместно. Выдержать жесткую конкуренцию на рынке рекламы способны лишь хорошо подготовленные профессионалы, специализирующиеся на узком сегменте этого рынка. В настоящее время в России действуют больше тысячи, а по другим данным — даже свыше 7 тыс. специальных самостоятельных рекламных организаций: агентств, компаний и т. п. Более половины из них находится в Москве. По оценкам специалистов, крупные рекламные агентства России обеспечивают уровень и качество рекламных услуг, соответствующие мировому стандарту.
Главный же отличительный признак, выделяющий рекламу из общего необозримого массива информации, состоит в ее целях. Рекламная информация призвана: а) формировать или поддерживать интерес к фигурирующим в ней физическим и юридическим лицам и товарам; б) способствовать реализации товаров. Конечная цель рекламной информации — оказать влияние на потребителей рекламы. Именно на потребителей направлены объединенные усилия рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, информационный продукт, ими изготовленный. Потребители рекламы — это юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие на них рекламы.
Отмеченные особенности
раскрывают значение рекламы как
обязательного элемента рыночной экономики.
Реклама формирует у
Рекламная информация, как вечный "спутник" рынка, ее формы и способы распространения обогащались и усложнялись по мере того, как развивались и усложнялись технические возможности распространения информации. Приведем только такой любопытный пример из истории рекламы. Рекламной акцией сопровождался один из первых в России показательных полетов на аэроплане. Едва "летающая этажерка" поднялась в воздух и сделала круг над полем, над головами зрителей закружились бумажные листки — приглашения посетить названный в них магазин готового платья. Предприимчивый хозяин торгового заведения сумел договориться с пилотом, и тот взял в кабину пачку рекламных листовок.
Реклама как объективное свойство товарного и иных рынков весьма противоречива. Наряду с отмеченными выше положительными качествами есть у нее и оборотная сторона, крайне нежелательная именно для тех, на кого она рассчитана, — для потребителей рекламы: чрезвычайно высокая стоимость рекламного рынка. Самая дорогая — телевизионная реклама, где цена одной минуты времени достигает 12 тыс. долл. А одни и те же рекламные сюжеты, как мы повседневно можем видеть, "прокручиваются" многие десятки раз. В мировой практике своеобразный рекорд установлен в 1987 году: плата за рекламное объявление во время матча "Суперфутбол XXI" по общенациональному американскому телевизионному каналу Эн-Би-Си равнялась 600 тыс. долл. за 30 сек. эфирного времени. Оплата рекламы в прессе исчисляется крупными суммами за 1 кв. см используемой газетной площади. Само собой разумеется, что эти расходы компенсируются ростом цен на рекламируемые товары.
Увеличение товарных расходов, сжирающих значительную часть прибыли хозяйствующих субъектов, не есть некая "ненормальность российской экономики".
1.3 История развития психологии рекламы
Как самостоятельная отрасль прикладной науки психология рекламы возникла более ста лет назад. Например, американцы считают ее основателем психолога-функционалиста Уолтера Дилла Скотта. В 1903 году он опубликовал работу под названием «Теория и практика рекламы», в которой рассматривались вопросы ее воздействия на потребителей. В 1908 году этим же автором была выпущена книга «Психология рекламы», где описывались результаты психологических экспериментов, в частности, рассматривалось влияние размеров рекламного объявления в газетах и журналах на внимание и память. Следует отметить, что некоторые материалы, посвященные психологическим аспектам рекламы. появились еще раньше. Так, например, специалистам хорошо известна работа А. Веригина под названием «Русская реклама», опубликованная в 1898 году. Анализ позволяет выделить две методологические традиции в организации научно-практических исследований и прикладных разработок в области рекламной деятельности, которые можно условно назвать «немецкой» и «американской».
«НЕМЕЦКАЯ» МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ТРАДИЦИЯ
В начале XX века многие психологи начали
проводить, исследования в области рекламы.
Большинство из них были учениками В. Вундта
( немецкий врач, физиолог и пс
«АМЕРИКАНСКАЯ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В конце 50-х гг. XX века на основе
идей маркетинга, который интенсивно развивался
в США и настойчиво рекомендовал производить
«не то, что умеешь, а то, что нужно людям»,
постепенно формируется и закрепляется
иное представление о задачах психологии
рекламы. В этом случае психологам предписывалось
изучать психологические характеристики
потребителей, необходимые для лучшего
удовлетворения их объективных нужд и
потребностей. Воздействие в этом случае
было направлено не на подавление воли
покупателя с целью «искусственно создать
у него потребность в рекламируемом товаре»,
а на управление принятием решения о выборе
товара или услуги, предлагаемых заказчиком,
из числа аналогичных, имеющихся на рынке,
на процессы опредмечивания объективных
потенциальных потребностей, на их актуализацию
и усиление средствами рекламы.
В свою очередь, в большинстве развитых
стран изобилие высококачественных товаров
и услуг на рынке обостряет конкуренцию.
Производить товар, не пользующийся спросом,
становится бессмысленным и экономически
невыгодным. «Рынок продавца» постепенно
вытеснялся «рынком покупателя», т.е. главной
фигурой в процессах производства и реализации
продукции становится ее потребитель,
который получает максимальные возможности
для выбора. К середине XX века в психологии
начинают интенсивно развиваться новые
направления, имеющие прямое отношение
к рекламе, в частности, инженерная психология
и эргономика. Были также сделаны важные
открытия в области других социальных
наук, изменившие представление о человеке
в системе социально-экономических отношений.
Эти открытия показывали, что психологические
воздействия в рекламе, противоречащие
человеческой природе (прежде всего, природе
потребностей), экономически небезопасны
и связаны с риском возможных финансовых
потерь. Одним из примеров являются знаменитые
Хотторнские эксперименты, которые заставили
многих сделать вывод о том, что внимание
к людям и их духовным потребностям в ряде
случаев может давать более сильный мотивационный
эффект чем например, техническое совершенствование
условий труда или даже материальные стимулы.
Было показано, что рассматривать человека,
в частности, потребителя как объект суггестии,
манипулирования и прямого воздействия
во многих случаях нецелесообразно. Благодаря
вышеперечисленным факторам формируется
новая система представлений о том что
должна делать психология в рекламе, и
какие психологические переменные должны
изучаться в первую очередь. Известный специалист в области
маркетинга Ф. Котлер писал: «Концепция
маркетинга предполагает, что достижение
компанией своих целей зависят от определения
нужд и запросов целевых рынков, а также
от более эффективного по сравнению с
компаниями-конкурентами удовлетворения
потребителей. Как ни странно, но этот
подход только недавно стал использоваться
в предпринимательской практике».
Котлер утверждает также, что «маркетинг
— это не только реклама и сбыт. Настоящий
маркетинг занимается не столько сбытом,
сколько изучением того, что производить.
Организации добиваются лидерства на
рынке, если они способны понять нужды
потребителя и найти такие способы их
удовлетворения, которые обеспечат наивысшие
ценность, качество и сервис. Никакие объемы
рекламы или сбыта не в состоянии компенсировать
неудовлетворенность потребителя».
Американская методологическая традиция
может быть проиллюстрирована высказываниями
ряда известных рекламистов, которые уделяли
самое пристальное внимание психологии
и считали ее основой эффективной рекламной
деятельности. Так американские авторы
Ч. Сэндидж. В. Фрайбургер и К. Ротцолл приводят
слова известного составителя рекламных
текстов У. Уэйра: «За свои первые пять
лет в рекламе я проникся чувством превосходства
избранной профессии, превосходства в
том смысле, что она оперирует приемами
и средствами, способными повлиять на
людей, которых ты никогда и не увидишь,
способными заставить этих людей совершить
действия, о которых они и не помышляли.
Следующие 15 лет я провел в попытках избавиться
от этого превратного представления. Обнаружилось,
что, несмотря на всю приобретенную сноровку
в искусстве увещевания, я не обрел и половины
проницательности и мудрости тех миллионов
людей, за общение с которыми мне платили
деньги. Пришлось разувериться в своих
представлениях о причинах совершения
покупок и познать истинные причины их
совершения. Так что на самом деле люди
оказывали свое влияние на меня». «Из сказанного,
вероятно, ясно, — пишут Сэндидж, Фраубургер
и Ротцолл, — что фундаментальные человеческие
потребности нельзя создать, и что даже
лежащие на поверхности потребности поддаются
постепенному изменению под воздействием
рекламы лишь в незначительной мере. С
точки зрения этого «неманипулятивного»
подхода, самый благоразумный курс действий
для производителей — добиваться, чтобы
их товары гармонировали с фундаментальными
потребительскими запросами и нуждами,
а не пытаться привести эти фундаментальные
потребности в соответствие с особенностями
своих товаров». То, что вторая традиция начала
развиваться прежде всего в США, не случайно.
Еще в начале века исследователь Купферберг
отмечал, что «особенно хорошо американский
рекламист умеет почувствовать точку
зрения предполагаемого покупателя и
сообразно с этим подчеркнуть те стороны
товаров, которые для этого последнего
особенно важны».
Американская традиция получила дополнительное
подтверждение после неудачных попыток
ряда авторов разработать методы воздействия
на подсознание потребителей с помощью
технических средств. Так в начале 50-х
гг. XX века некто Джеймс Вайкери предложил
спроецировать на кинопленку изображение
в виде 25-го кадра так, чтобы «мозг фиксировал
то, что не видит глаз человека» для создания
известного в психологии эффекта «дежа-вю».
Вайкери сообщил, что нескольким десяткам
тысяч зрителей в одном кинотеатре во
время просмотра фильма подсознательно
предъявляли два сообщения: «Ешьте поп-корн»
и «Пейте кока-колу», в результате чего
объем продаж попкорна якобы возрос на
58%. а кока-колы — на 18%. В конце 50-х годов
Вайкери, желая получить патент, продемонстрировал
перед специально собранной комиссией
фильм со вставками рекламного сообщения,
однако комиссия признала этот эксперимент
обманом. В обмане позже признался и сам
Вайкери. Неудачи с технологиями воздействия
на подсознание в рекламе еще раз убедили
многих американских предпринимателей
в необходимости маркетинговой стратегии
организации рекламной деятельности,
в том, что реклама эффективно действует
на сознание и поведение человека только
через внутренние условия, в частности,
через его потребности. Сегодня стало
очевидным, что эта идея находит теоретическое
подтверждение в работах российских психологов,
прежде всего С.Л. Рубинштейна, который,
анализируя вопросы мотивации деятельности
человека, указал на роль внутренних психологических
условий для правильного понимания ее
механизмов. Постепенно американская традиция
распространяется по всему миру. Многие
специалисты, получившие хорошее психологическое
образование, начинают заниматься маркетингом,
профессиональные маркетологи подробно
изучают основы психологической науки.
Традиция находит многочисленных сторонников
и в Германии. Например, сегодня деятельность
таких крупных немецких специалистов
в области рекламы, как 3. Фегеле, создателя
и руководителя известного института
директ-маркетинга, во многом осуществляется
в рамках американской психологической
традиции, направляясь не на суггестию
и поиск методов порождения потребности
у покупателя в рекламируемом товаре «из
ничего», а на управление процессами принятия
решения, выбора, на создание потребителям
благоприятных эргономичных условий при
восприятии ими рекламы. Психолог в этом
случае в большей степени занимается диагностикой
и оценкой, чем манипулированием и воздействиями.
2. Приемы манипулирования, применяемые в рекламе.
В этой
части статьи будут перечислены
основные психологические приемы манипулирования,
которые применимы в рекламе.
Отметим, что чем менее заметно
осуществляется воздействие на аудиторию, тем большего эффекта может достичь манипулятор.
В психологическом арсенале — самые действенные
приемы, во-первых, поскольку они имеют
своей целью непосредственную координацию
процесса принятия решений, а во-вторых,
вследствие своей универсальности (нет
необходимости собирать факты для доказательств,
статистические данные; нет зависимости
от формата сообщения).
Главная задача при оказании психологического
воздействия — предоставить потенциальному
покупателю «управляемую свободу выбора», то есть сообщить аудитории, что выбор линии поведения
целиком и полностью принадлежит ей. При
этом остальные элементы рекламного послания,
включая скрытые приемы, имеют своей целью
утяжелить нужную чашу весов. Иногда и
контроль, и свобода заявляются открыто,
что менее действенно и звучит парадоксально:
«Свобода выбирать пиво «Сокол» для себя гораздо важнее...».
Сильным в плане воздействия приемом является «использование непонятных
слов и терминов». Чаще всего всевозможные «наносомы»,
«коэнзимы», «керамиды» встречаются в
рекламе косметических средств
для женщин, и это не случайно: именно женская
часть аудитории наиболее склонна верить
подобным терминам. Использование малоизвестных
наукообразных терминов создает у аудитории
впечатление профессионального и компетентного
подхода, повышает в ее глазах весомость
приводимых доводов. Эта техника, которая
в обычном разговоре часто провоцирует
раздражение собеседника, отчуждение,
уход в психологическую оборону, в рекламе
подобных симптомов не вызывает (возможно, благодаря
особенности формата сообщения — невозможности
дальнейшего обсуждения).
Еще один прием — «ошарашивание темпом рассуждения». Чем больше утверждений аудитория услышит
за единицу времени, тем менее критично
сможет к ним подойти. Утверждения не обязательно
должны нести разный смысл. Иногда один
или два факта просто повторяются несколько
раз другими словами, что создает иллюзию избытка
аргументов. Прием наиболее эффективен
в теле- и радиорекламе, поскольку эти носители
не дают зрителю или слушателю возможности
вернуться назад и внимательно изучить
сообщение.
Направить намерения целевой аудитории
в нужное русло помогает техника «чтения мыслей». Внешне результат применения этой техники
выглядит как попытка угадать мысли и
настроение аудитории. Для этого служат
фразы наподобие: «Сейчас вы думаете: что
я получу, если перейду на продукт b?». Манипулятивный характер эта техника
приобретает тогда, когда вместо реально
интересного для потребителя вопроса используется тот,
на который компания может дать наиболее
убедительный ответ. Вопрос может быть составлен таким образом,
как будто человек уже определился с выбором
в пользу данного продукта или компании
производителя. Например: «Вы думаете,
какой товар фирмы X предпочесть — a или
b?»
Суждения типа «общеизвестно, что», «очевидно, что» часто употребляются в отношении отнюдь
не очевидных вещей. Делается это для того,
чтобы избежать необходимости доказывать
свою мысль (например, целесообразность
того или иного нововведения в продукте).
Аксиома — самая удобная стартовая площадка для рассуждений
манипулятора. Утверждения-трюизмы, такие
как «все меняется», «никогда нельзя останавливаться на
достигнутом», «истинные ценности неизменны»
позволяют создать иллюзию доказательства
буквально любой мысли. С трюизмами мы
еще раз встретимся в разделе, посвященном
логическим приемам манипуляции.
Манипулятор может усилить воздействие
предыдущего приема, применяя метод «ложного стыда». Фраза «общеизвестно, что...» трансформируется
в «Вам, конечно же, известно, что...» Такая
формулировка побуждает слушателя принять
сообщаемый факт (любого содержания) как
абсолютную истину лишь для того, чтобы не оставить
у себя или других людей сомнений в собственной
осведомленности. Наиболее действенна
эта техника в случае непосредственного,
личного контакта с потребителем, например,
во время проведения акций с привлечением
промо-персонала. Страх «ударить в грязь
лицом» — одна из эмоций, заметно снижающих
критическое отношение человека к получаемой
информации.