Психология обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
системно-структурный анализ педагогического процесса;
раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Оглавление

1.Психология обучения 3
1.1. Психология обучения: понятие и сущность 3
1.2. Формы обучения 4
1.3. Виды и методы обучения 6
2.Психологическая культура личности 10
2.1. Психологическая культура и ее составляющие 10
2.3. Структурные компоненты психологической культуры 11
2.3. Культура личности в психологии 12
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

доработка кантр..docx

— 28.25 Кб (Скачать)

2.3. Структурные компоненты  психологической культуры

В понятие психологическая  культура включает в себя значимые структурные компоненты. К ним  относятся: психологическая грамотность  и психологическая компетентность.

Психологическая грамотность  это совокупность психологических  знаний и умений, которые человек  усваивает в определенном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. «Психологическая грамотность проявляется  в осведомленности, как с научной  точки зрения, так и с точки  зрения житейского опыта. Важнейшим  условием является не только овладение  системой знаний, но и их применение»[2,с.164].

Психологическая компетентность предполагает эффективное применение знаний и умений для решения проблем. Грамотный человек знает о чем - то абстрактно, а компетентный может конкретно и эффективно решать психологическую задачу, проблему.

Без базовой психологической  культуры не может быть решена задача полноценного образования,  так как  это определяет жизнь и социализацию человека. Формирование психологической  культуры это сложный и неоднозначный  процесс.

Основная задача в деятельности - «это понимание смысла действия, знания о нем и умений, обеспечивающих его эффективную реализацию» [3,с.203].

 Важнейшим параметром  успешности является умение жить  среди людей. Это умение трактовалось  как искусство общения, которое  отождествлялось с психологической  культурой в целом.

2.3. Культура личности  в психологии

 

Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами  и ценностями, где становление  его личности происходит в процессе инкультурациии социализации. Существенным звеном в этом процессе является овладение  человеком речью, представляющей универсальное  средство общения.

Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого  общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая  среда, речевая общность людей и  совокупность используемых этой общностью  культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).

Существующее в современном  обществе многообразие вариантов сопряженности  культуры и личности приводит к возникновению  различных психокультурных типов  личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия  с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий сове начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К. Г. Юнга. Он считал, что «потенциальным центром личности является архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида» [2,с.91].

Однако воплощение самости  как ядра индивида происходит по-разному  в зависимости от особенностей выделенных К.Г. Юнгом двух основных типов личности. Первый из их экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована  наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип - интровертированная личность, психоэнергетика которой  опрокинута вовнутрь, ей свойственны  застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Единство культуры нравственного  сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной  культурой общества и практическую реализацию этой культуры.

«Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.» [7,с.112]

 Именно на основе  единства этих факторов формирование  моральной культуры личности  и складывается ее нравственная  мудрость как единство и гармония  знания моральных требований - и  их воплощение в поступках,  способности найти оптимальное  благородное решение, и проникновенного  нравственного чувства, неповторимого  личного опыта жизни, и основного  богатства моральной культуры  общества.

 В культуре человеческого  сознания можно выделить такие  элементы, как культура этического  мышления и культуру нравственных  чувств. Отправным моментом в  этическом мышлении являются  знания о простых правилах  нравственности, нормах и принципах  морали, идеале. Ведь в любом случае  прежде, чем принять требования  данной системы морали или  культуры в целом, надо их  знать. Нравственные знания расширяют  сферу морального выбора и  делают сам выбор более обоснованным.

Вывод:

Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта  как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Психологическую  культуру можно считать важным аспектом гармоничности личности и ее общей  конструктивности, одним из факторов высокой жизненной самореализации и удовлетворенности, психологического здоровья.

Психологическая культура самоорганизации  это умение регулировать свои мысли  и чувства, управлять своим поведением. Психологическая культура человека выявляется в его деятельности, общении  с другими людьми, в способности  к самоорганизации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология    / И. А. Зимняя. - 3-е изд., М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та,  2010  - 447 с.
  2. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология    / И. Ю. Кулагина ;  М. : Академический Проект , 2011 - 314 с.
  3. Педагогическая психология    / [Баева И. А. и др.] ; под ред. Л. Регуш, А. Орловой ; СПб : Питер , 2011 - 414 с.
  4. Педагогика    / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского      М. : Изд. центр "Академия" , 2011 - 350с.
  5.   Современные образовательные технологии / [Н. В. Бордовская и др.] ; под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер.      М. : КноРус , 2011 - 431с.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология    / Н. Ф. Талызина. - 8-е изд., стер. М. : Академия , 2011 - 287с.
  7. Фоминова А.Н. Педагогическая психология    / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. - 2-е изд., перераб. и доп.  М. : Наука , 2011 - 318 с.

Информация о работе Психология обучения