Психология обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
системно-структурный анализ педагогического процесса;
раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Оглавление

1.Психология обучения 3
1.1. Психология обучения: понятие и сущность 3
1.2. Формы обучения 4
1.3. Виды и методы обучения 6
2.Психологическая культура личности 10
2.1. Психологическая культура и ее составляющие 10
2.3. Структурные компоненты психологической культуры 11
2.3. Культура личности в психологии 12
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

доработка кантр..docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1.Психология обучения 3

1.1. Психология обучения: понятие и сущность 3

1.2. Формы обучения 4

1.3. Виды и методы обучения 6

2.Психологическая культура личности 10

2.1. Психологическая культура и ее составляющие 10

2.3. Структурные компоненты психологической культуры 11

2.3. Культура личности в психологии 12

Список использованной литературы 15

 

1.Психология обучения

1.1. Психология обучения: понятие и сущность

Психология обучения раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности. Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности .

Обучение – это специально организованный целенаправленный и  управляемый процесс взаимодействия преподавателя и учащихся. Его  основная цель – усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальные  возможностей обучаемых. Обучение всегда имеет воспитывающий характер, несмотря на то, что его основу составляет приобретение учащимся знаний, умений и навыков.

Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в  комплексе более частных задач:

выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

системно-структурный анализ педагогического процесса;

раскрытие особенностей природы  индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями  учебной деятельности.

Учение, как творческое усвоение, приобретение знаний, зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается.

 Во-вторых, он зависит  от методического мастерства  и опыта учителя, его личностных  особенностей, от конкретной методики  обучения, которая применяется в  каждом отдельном случае. И, наконец,  «процесс учения зависит и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов» [5,с.91]. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т. е. следствие условий, задаваемых извне.

1.2. Формы обучения

Под формами обучения  следует понимать способы организации  обучения, которые пребывают в  тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством  учащихся.

Выделяются конкретные и  общие формы обучения в педагогике. К конкретным относятся урок, лабораторные занятия, факультатив, домашняя работа, практические занятия, консультации, формы  контроля и др. Основной формой организации  учебного процесса считается урок. Классно-урочная система выдержала  испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она  имеет несомненные положительные  качества, такие как простая организационная  структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется  немало негативных моментов: недостаточный  учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.

Урок выступает формой обучения, предназначенной для определенного  коллектива. Для нее характерны работа над одним и тем же материалом постоянного состава обучаемых, жесткая регламентация. Уроки делятся  на следующие типы:

- уроки-лекции, во время  которых материал подается преподавателем. Но, используя свое мастерство  и педагогический опыт, учитель  может проводить их в форме  активной беседы с учащимися;

- такие формы обучения  в педагогике, как практические (лабораторные) занятия способствуют применению  на практике полученных умений  и отработке навыков;

-  к урокам, на которых  происходит контроль и проверка  знаний, принадлежат тестовые задания,  контрольные, самостоятельные работы;

- комбинированные уроки  могут предусматривать следующие  этапы: повторение изученного -- контроль  выполнения домашнего задания  -- опросы в устной или письменной  форме и т. п.;

усвоение материала, предусмотренного программой;

работа над умениями применять  практически полученные знания;

постановка заданий для  домашней работы.

- факультативы как формы  обучения в педагогике своим  заданием ставят более углубленное  изучение предметов. Их учащиеся  посещают по желанию;

- экскурсии позволяют  непосредственно познакомиться  с изучаемыми объектами;

- внеклассная работа, включающая  в себя кружки, участие в конкурсах  и олимпиадах, способствует развитию  и проявлению индивидуальных  способностей воспитанников;

- домашние задания способствуют  выработке навыков работать самостоятельно.

Нестандартные уроки как  современные формы обучения являются одним из важных средств, формирующим  в воспитанников высокий интерес  к обучению. «Они также способствуют снятию напряжения, помогают в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуют на детей. Благодаря этому в учащихся формируются знания, более прочные и глубокие» [4,с.137].

Поэтому инновационные формы  обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков:

- учебное занятие в  форме игры и соревнования (деловые,  ролевые, КВН, викторина, дуэль,  турнир, конкурс, эстафета и др.);

- урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников;

- уроки с нетрадиционной  формой изучения материала (урок  откровения, урок мудрости и т.  п.);

- уроки, носящие характер  публичных форм общения (дискуссия,  телепередача, диалог, пресс-конференция  и др.);

- урок, имитирующий деятельность  учреждений (редакционный совет,  суд, ученый совет);

- урок-творческая фантазия (сюрприз, сказка, урок будущего).

1.3. Виды и методы обучения

Обучение – многогранный процесс, принимающий различные виды, среди которых обычно различают:

-групповое обучение, которое осуществляется в составе группы и которое дает возможность использовать эффект максимального воздействия обучаемых друг на друга;

-индивидуальное обучение, предполагающее работу с каждым конкретным человеком и позволяющее оказывать на него максимальное педагогическое воздействие;

-дифференцированное обучение, ориентирующееся на специфический педагогический подход к каждому учащемуся или их группам;

-личностно -ориентированное обучение, представляющее собой обучение, основывающееся на учете личностных особенностей обучаемых;

-трудовое обучение, т. е. обучение в условиях трудовой деятельности с формированием у учащихся навыков и умений, необходимых для нее;

-коррекционно-развивающее обучение, предполагающее коррекцию и развитие личностных качеств, навыков и умений обучаемых;

-обучение одаренных детей, ориентирующее на создание учебных групп или классов, в которых объединяются дети с наиболее развитыми способностями и обучение идет по специально созданным продвинутым программам;

     -  обучение детей из групп риска, т. е. обучение детей из трудных семей или лишенных родителей, обычно требующих дополнительного внимания.

  Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование ими их методической подготовки и специального образования.

 Эффективность различных  видов обучения также зависит  от атмосферы и условий, в  которых они осуществляются, от  методов обучения, под которыми  понимаются способы совместной  работы обучающего и обучаемых,  организации познавательной деятельности  обучаемых, ведущие их от незнания  к знанию, от неумения к умению  и позволяющие им усвоить конкретное  содержание образования.

  «Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний» [5,с.117].

В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, наиболее распространенными  из которых являются:

по внешним признакам  деятельности преподавателя и учащихся:

лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач.

По источнику получения знаний:

словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; тренинги; деловые игры; и т.д.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично поисковый;

исследовательский; по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.

Посредством метода достигается  цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция).

 Методы обучения служат  для учителя средством побуждения  учащихся к учению, являются главным,  а иногда и единственным стимулятором  познавательной активности – в этом заключается их побуждающая функция, Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция).

 

Вывод:

Психология обучения изучает  закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной  деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в  развитии творческого потенциала и  позитивной «Я-концепции» ребенка. В  рамках психологии обучения дается психологический  анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

 

2.Психологическая культура личности

2.1. Психологическая культура  и ее составляющие

Понятие «психологическая культура»  по своему содержанию близко понятию  «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Важно, однако, отметить, что  психологическая культура как выражение  действия разума, действия субъекта, может  проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи.

Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также  психомоторных схем и эмоциональных  предпочтений.

Психологическая культура (ПК) – наработанная и усвоенная личностью  система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции  эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В  развитом виде характеризуется высоким  качеством самоорганизации и  саморегуляции различных видов  жизнедеятельности.

В пределах возможного, она  выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих  потребностей и тенденций, характерологических  черт, отношений и ценностей, а  также в оптимальном построении процессов их осуществления. «Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой» [1, с.207].

Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз  находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения.

Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются  с учетом как желаний и целей  своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в  целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным  Я).

На выраженность характеристик  ПК существенное влияние оказывают  психобиологические свойства личности – темперамент, характер, базовые  стремления, возраст и др. «В построении конкретных планов и действий одновременно участвуют все уровни личности, как начальный психобиологический, так и уровень оперативного Я, и самый «высокий» уровень духовных ориентаций и ценностей» [3,с.241].

Результаты их взаимодействия друг с другом и с внешними факторами  определяют окончательные направленность и рисунок поведения человека. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность  человеку быть более интересным и  позволяет занять достойное место  в социальной среде.

Информация о работе Психология обучения