Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КР_Педагогическая психология Аннова.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Владивостокский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Фамилия студента

Аннова

Имя студента

Вера

Отчество студента

Григорьевна

№ контракта

06502090701002


 

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

Основная часть……………………………………………………………………….5

1. Начало школьного обучения и характеристика  игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5

1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5

1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения  у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10

2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16

3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24

Заключение………………………………………………………………….……31

Глоссарий………………………………………………………….……………..33

Список использованных источников………………………………….……….37

Приложения………………………………………………………………………….39

 

Введение

За последние десятилетия  стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего  возраста, младшего школьного возраста.  Не мало важным является то явление, которое  возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость  взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека. И так, возможность взаимодействия интеллекта и аффекта стала рассматриваться как работа по организации смысловой сферы, где именно эмоции становятся опосредованными и  стали выходить на более высший уровень организации, а интеллектуальные операции мотивированными, работающими на общую осмысленную цель личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Ш. Тхостов и др.).

    Именно знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста дали возможность правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в учебных заведениях. Для этого  каждый учитель обязан знать все эти особенности и соотносить их со своей работой с детьми  именно начальных классов.  Ведущей деятельностью, его единственной и главнейшей задачей становится учение, т.е. впитывание новых знаний, умений и навыков, приобретение систематизированных сведений об окружающем их  мире, природе и обществе в целом. Конечно же, далеко не сразу и не у всех младших школьников появляется истинное отношение к обучению. Они пока не осознают, для чего им  нужно обучиться. Но постепенно становится ясно, что учение – это большой труд, который требует волевых усилий, сконцентрирования внимания, интеллектуальной активности, самоограничений и самоотдачи. Если школьник  этому не обучен, не привычен, то у него наступает глубокое разочарование, вормируется негативное  отношение к обучению. Для того чтобы предупредить это преподаватель обязан  настраивать ребёнка на осознание того, что учение - не является праздником, и это не игра, а это серьёзная, тяжёлая, напряжённая работа, требующая большой умственной отдачи, но при этом очень интересная, т. к. она даёт вохможность узнать много новых сведений, занимательного, важного, нужного и интересного. Ведь дети в этом возрасте, как губки все впитывают. Но информация обязательно должна фильтроваться, т.к. это впитывание может быть как положительным, так и отрицательным. Важно, чтобы и сама организация учебного преподавания подкреплялась не только  словами учителя, но и какими-то действиями..

Основная часть

1 Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего школьника

1.1 Характеристика игровой деятельности младшего школьника

 

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Это всегда должно учитываться преподавателем, при расчитывании учебного плана, для таких детей. Поступление в школу несет важнейшие изменения в жизнь каждого маленького ребёнка, находящегося в начальном школьном возрасте. Резко переворачивается весь склад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье, вобщем в обществе. Основной, самой главной движущей силой, деятельностью становится с этого момента учение как таковое, важнейшей и единственной обязанностью - обязанность хорошо учиться, приобретать новые и так необходимые знания. А учение – является  серьёзным трудом, требующим организованности, дисциплины, волевых усилий от ребёнка. Школьник вступает в новейший для него коллектив, в новейшую обстановку,  в которой он никогда не был, в которой он будет жить, трудиться, учиться и развиваться целых 11 лет.

      В первые  месяцы учебной деятельности школьники начального звена учатся лучше чем хорошо, можно сказать что почти отлично, руководствуясь своими взаимоотношениями в семье, иногда бывает такое , что ребёнок хорошо учится руководствуясь взаимоотношениями в коллективе. Не маленькую основу играет и личностный мотив: это так называемое желание достич высоких результатов, т.е. заработать «5», добиться признания преподавателей и уважения родителей.

        В самом  начале у школьника  возникает заинтересованность к  самому учебному процессу, как к деятельность, без осознавания её значимости. И только после приобретения интереса только к результатам своего собственного учебного труда, начинает приобретаться интерес к саммому содержанию учебного процесса, непосредственно к факту приобретения знаний, как таковых. Вот эта основа и является основательным фундаментом для появления и закрепления у младшего школьника мотивов к  обучению наивысшего общественного распорядка, связанных с истинно ответственным отношением к учебным урокам.

       Развитие  интереса к внутренней части учебного процесса, т.е. к приобретению собственно знаний, связано с ощущением школьниками чувства полногго удовлетворения от своихсобственных достижений. А поддерживается  это чувство приемлимостью, одобрением, похвалой учителя, который заостряет внимание на каждом, даже самом маленьком успехе, самом маленьком продвижении вперёд. Маленькие школьники испытывают чувство гордости и радости , неимоверный  подъём физических и умственных сил, когда учитель хвалит их, особенно в присутствии других учеников, сверстников, родителей.

       Огромное  воспитывающее влияние  учителя  на младших учеником связано  с тем, что преподаватель с  самого начала поступления   детишек в школу становится  для них непрекосновенным авторитетом.  Авторитет преподавателя - самая важная основа для воспитания и учения в младших классах.

        Учебный процесс в начальных  классах поддерживает формирование  развитие психических процессов  непосредственного узнавания окружающего  мира - ощущений и восприятий. Маленькие школьники отличаются остротой и быстротой восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший ученик со свойственным ему любопытством впитывает окружающую нас  среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые перспективы в познании её.

           Стадии восприятия учитывая возраст:

• 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;

• 6-9 лет - описание картины;

• после 9 лет - интерпретация увиденного.

       Дальнейшая  особенность восприятия учеников  на заре младшего школьного возраста является тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития сцепленно с деятельностью ребёнка на практике. Воспринять предмет для ребёнка - значит произвести с ним какие-то действия, что-то видоизменить в нём, сделать какие-либо действия, взять, потрогать его, ощутить. Свойственная особенность учащихся - ярко выраженная непосредственно и именно эмоциональность самого восприятия.

     Если слушать  Л.С. Выготского, то специфика  младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности предоставляются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители, т.е. сами взрослые ставят задачу, что можно и что нельзя делать ребенку, какие действия производить, каким правилами руководствоваться и каким подчиняться указаниям и т.д. Одно из основных действий такого плана – проделывание ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не уловили его сути, быстро растеряли первые возникший  интерес к заданию или просто не смогли выполнить его в точное время, т.е. в срок. Эти моменты можно исключить, если давать детям некоторые поручения, соблюдая при этом  определенные правила.

       Коломинский  Я.Л. считает, что если у младшего  школьника к 9-10-летнего возраста  устанавливается дружелюбные отношения  с кем-либо из сверстников,  то это означает, что ребенок  сумел наладить тесный социальный  контакт с ровестником, научился поддерживать положительные отношения относитьельно продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения таких дружеских отношений становятся важными непосредственно такие качества, как доброжелательность и внимание, самостоятельность, уверенность в себе, честное отношение к себе и окружающим. Постепенно, по мере привыкания ребенка к школьной жизни, у него формируется система межличностных отношений в классе. Её фундамент основывают непосредственные эмоциональные отношения, которые преобладают над другими остальными отношениями.

Иногда у детей возникают  трудности не только в отношениях, но и в  учебной деятельности. Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н. Костромина понимает:

- пропуски букв в  письменных работах;

- орфографические ошибки, при хорошем знании правил;

- невнимательность и  рассеянность;

- трудности при решении  математических задач;

- трудности в пересказе  текста;

- неусидчивость;

- трудности в усвоении  новых знаний;

- постоянная грязь  в тетради;

- плохое знание таблицы  сложения (умножения);

- трудности в выполнении  заданий для самостоятельной  работы. 

        В процессе  обучения наступает перезагрузка восприятия, оно поднимается на более высшую ступень собственной «эволюции» принимает характер целеустремлённой, направленной  и управляемой деятельности. При формировании учебного процесса  восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Этим всем должен руководствоваться преподаватель, формируя всю учебную деятельность.

«Игра  является ведущей  деятельностью лишь в дошкольном возрасте» - говорят некоторые. «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» - не соглашаются с ними совсем другие.

        Необходимо отметить, что и та, и другая  позиции весьма и  весьма не устойчивы, так сказать  находятся в уязвимом положении. Так, к  напримеру, если отказать в игре в младшему школьнику это не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает ппостроить общую линию обучения и развития в детском возрасте. Младшиму школьнику не нужно переставать играть, когда он начал посещать школу. Он с большим удовольствием играет на школьной переменке и во дворе, идя домой и дома, и на уроках., короче, везде и всегда. При этом в этих играх младших школьников почти не присутствуют  взрослые, если это не является игрой в школу, где взрослые играют роли учеников, а дети роли учителей. Для младших школьников на первый план всегда выступают правила игры, и даже сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников, все видоизменяется.  Дети очень много и как-бы долго играют в те игры, где есть правила, которые по-настоящему становятся доступными и понятными только в младшем школьном возрасте. К этому возрасту,к этому моменту ребенок уже должен владеть достаточно всеми видами в игровой деятельности. Эти игры существенно изменяются: от структуры игры – в ней фундаментальными становяться  правила игры, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и преобразуют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали, когда они были дошкольниками. А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание именно на детали,  на которые раньше вообще не обращалось никакого внимания, все было вне игры, но теперь все изменилось. К примеру, в игре «в школу» основным становится содержание уроков, а не оценки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников в детском саду.

Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов