Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КР_Педагогическая психология Аннова.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

       Это все учитель планирует, учитывает при составлении планов на дальнейшее образование детей младшего школьного возраста.

Заключение

На долю детей младшего школьного возраста выпадает очень важный, сложный и в то же время очень нужный момент в жизни - приход в школу. Этот переходный период заслуживает самого ответственного внимания со стороны взрослых, как в физическом плане, так и в психологическом. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия социального статуса ребенка, его приход в школу и дальнейшее его учение там, новые требования к ребенку как со стороны учителя, так и в домашней обстановке. Необходимо отметить, что новые условия предъявляют более высокие требования к его физиологическому развитию: это развитие мышления, восприятия, памяти и внимания детей. Обратить внимание на то, как ребенок развивается как личность, а также степени развития у младших школьников учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности всех процессов.       Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

      Задача  преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Каждый педагог должен правильно подходить к этому  проявлению детских эмоций и уметь  правильно на них реагировать  и с ними справляться. Психологическая профилактика входит в состав общей практики школьного психолога и состоит из:

     - необходимость выявления и психологическая помощь детям из «группы риска» при первом поступлении их в школу. Дети «группы риска» – это физически ослабленные дети, «пугливые», застенчивые, тревожные и т.п.

     - необходимость проведения занятий по подготовки или так называемой адаптации ребенка к первому классу.      - необходимость постоянных, регулярных контактов с педагогами и родителями, открытость и легкость школьного психолога для общения, как с детьми, так и с родителями и педагогами.

     -  При выявлении  такого ребенка необходимо разработать постепенную методику преодоления такого состояния, направленную на ликвидацию причины, вызвавшей его страх..

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

 

 

Младший школьный возраст

это "этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности"

2

 

 

 

Внимание

осуществляет отбор  актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).

3

 

Память

это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

4

 

 

Воображение

это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с  целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались.

5

 

Адаптация к школе

период приспособления, привыкания, «вхождения» ребенка  в жизнь в школе.

6

 

 

Познавательные мотивы

 те мотивы, которые  связаны с содержательными или  структурными характеристиками  самой учебной деятельности: стремление  получать знания; стремление овладеть  способами самостоятельного приобретения  знаний;.

7

 

 

 

 

Социальные мотивы

мотивы, связанные с  факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

8

 

      Внешние  мотивы 

учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное  не получение знаний, а какая-то награда.

9

 

Страх

 

 аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх имеет защитный характер.

10

 

Тревога

 

переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревога – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы

11

     

Тревожность

    

индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а  также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.


 

Список использованных источников

1

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.

2

Александрова С.С. "Психологические особенности младшего школьника", статья

3

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.

4

Игнашова Е.В. "Развитие познавательных способностей учеников начальных классов", статья

5

Кравцова Е.Е. "Психологические особенности детей младшего школьного возраста", лекции1-8

6

Николаева Т.Л. "Психологические особенности школьного возраста", статья

7

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2007. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.

8

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

9

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

10

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

11

Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.


Приложения

Приложение А.

.

Приложение Б





Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов