Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа
За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.
Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39
Это все учитель планирует, учитывает при составлении планов на дальнейшее образование детей младшего школьного возраста.
На долю детей младшего школьного возраста выпадает очень важный, сложный и в то же время очень нужный момент в жизни - приход в школу. Этот переходный период заслуживает самого ответственного внимания со стороны взрослых, как в физическом плане, так и в психологическом. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия социального статуса ребенка, его приход в школу и дальнейшее его учение там, новые требования к ребенку как со стороны учителя, так и в домашней обстановке. Необходимо отметить, что новые условия предъявляют более высокие требования к его физиологическому развитию: это развитие мышления, восприятия, памяти и внимания детей. Обратить внимание на то, как ребенок развивается как личность, а также степени развития у младших школьников учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности всех процессов. Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Каждый педагог должен правильно подходить к этому проявлению детских эмоций и уметь правильно на них реагировать и с ними справляться. Психологическая профилактика входит в состав общей практики школьного психолога и состоит из:
- необходимость выявления и психологическая помощь детям из «группы риска» при первом поступлении их в школу. Дети «группы риска» – это физически ослабленные дети, «пугливые», застенчивые, тревожные и т.п.
- необходимость проведения занятий по подготовки или так называемой адаптации ребенка к первому классу. - необходимость постоянных, регулярных контактов с педагогами и родителями, открытость и легкость школьного психолога для общения, как с детьми, так и с родителями и педагогами.
- При выявлении такого ребенка необходимо разработать постепенную методику преодоления такого состояния, направленную на ликвидацию причины, вызвавшей его страх..
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Младший школьный возраст |
это "этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности" |
2 |
Внимание |
осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). |
3 |
Память |
это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. |
4 |
Воображение |
это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. |
5 |
Адаптация к школе |
период приспособления, привыкания, «вхождения» ребенка в жизнь в школе. |
6 |
Познавательные мотивы |
те мотивы, которые
связаны с содержательными или
структурными характеристиками
самой учебной деятельности: стремление
получать знания; стремление овладеть
способами самостоятельного |
7 |
Социальные мотивы |
мотивы, связанные с
факторами, влияющими на мотивы учения,
но не связанные с учебной |
8 |
Внешние мотивы |
учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда. |
9 |
Страх
|
аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх имеет защитный характер. |
10 |
Тревога
|
переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревога – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы |
11 |
Тревожность
|
индивидуальная |
1 |
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000. |
2 |
Александрова С.С. "Психологические особенности младшего школьника", статья |
3 |
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987. |
4 |
Игнашова Е.В. "Развитие познавательных способностей учеников начальных классов", статья |
5 |
Кравцова Е.Е. "Психологические особенности детей младшего школьного возраста", лекции1-8 |
6 |
Николаева Т.Л. "Психологические особенности школьного возраста", статья |
7 |
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2007. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. |
8 |
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. |
9 |
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. |
10 |
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. |
11 |
Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981. |
Приложение А. |
. |
Приложение Б |
|
Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов