Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КР_Педагогическая психология Аннова.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

 

3 Характеристика адаптационного периода  ребенка-первоклассника

Когда ребенок поступает  в школу у него резко меняется его социальный статус, что приводит к перестройке его поведения  в целом, отношений с окружающими  его людьми, ведет к необходимости  обучению новым правилам и требованиям, которые начинают к нему предъявляться со стороны взрослых, учителей, сверстников. Все дети переживают этот  период адаптации, не составляют исключение и те, кто был хорошо к этому подготовлен.

             Адаптация детей к школе - это  процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

         Первый приход ребенка в школу  – это действительно трудный  для него процесс, период. Это  все происходит из-за перехода  на новую роль в социальной сфере жизни, которая предъявляет к нему новые сложные еще для его возраста требования, новые обязанности. Эти требования происходят и в школьной среде, которая тоже несет в себе не малый отпечаток на его поведении.

         Что происходит с ребенком  в этот период? Все эти моменты, они откладывают своеобразный отпечаток на эмоциях ребенка, которые в свою очередь проявляются всеми возможными вариантами. Все чувственные проявления вырываются наружу, и их окраска может быть, от максимально положительной, до резко отрицательной. Но все это может быстро сменять друг друга. И со временем  и волевым усилием внешние эмоциональные реакции становятся все более спокойнее, все нормализуется. Все эти реакции служат, как бы внешним индикатором для отслеживания продолжительности адаптационного периода ребенка к школе.

                   Школьная ситуация переживается  ребенком эмоционально негативно.  Амбивалентной является сфера  отношений со сверстниками (сверстник  либо игнорируется, либо воспринимается  негативно). На протяжении адаптационного периода восприятие сверстника нормализуется. В целом наблюдается позитивное отношение ребенка к школьным занятиям и учителю в течение всего адаптационного периода. При этом все дети на предварительном обследовании показывали достаточный уровень готовности к школе и физического здоровья.

    Можно прибегнуть  к следующим рекомендациям: 

      - необходимо создать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать положительному и скорейшему протеканию адаптационного периода,

      - необходимо  дать возможность ребенку завести  обширный  круг общения со сверстниками  и взрослыми, 

      -  необходимо  не забывать о том, что при  поступление ребенка в школу,  он совершает серьезный и сложный  шаг. Его необходимо понимать, помогать и поддерживать,

    - необходимо  создать психолого-педагогические  предпосылки, которые будут благоприятно  сказываться на формирование  психологической готовности детей  к школьному обучению (особенно  социально-психологического компонента).

Особенное внимание постоянно требуется детям "группы риска", а это такие категории:

     Ученики  с синдромом недостатка внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить  внимание. Всем известно о том,  что у мальчиков, в конце концов, встречается намного чаще, чем у девочек. Необходимо выделить тот факт, что гиперактивность - целый комплекс нарушений. Нужно формировать произвольное внимание. Всегда необходимо учитывать, что учебные занятия необходимо строить по определенному графику. Учитывается и тот факт, что всегда необходимо не обращать внимание на вызывающие поступки и не игнорировать, а заострять внимание на хорошие поступки. И никогда не забывать про двигательную активную разрядку.

     Леворукий ребёнок (10% людей). Все знают, что зрительно-двигательная координация у таких детей всегда на сниженном уровне. У таких детей не всегда хорошо срисовывается изображение, имеют не классический почерк, не могут ровно держать строчку. Искажение формы, так сказать, зеркальность письма. Как правило, всегда имеются пропуски и перестановка букв в слове при их написании. Не обходится и без ошибок при определении "право" и, наоборот, "лево". У них складывается особое мнение при переработки информации. Как правило, имеется эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, низкая работоспособность. Для качественной адаптации надо прибегать к определенным условиям: правонаклонный разворот в тетради, не требовать от них обязателльного безотрывного письма, обязательным для выполнения является то, где сидит леворукий ребенок, как правило это место у окна, слева за партой.

           Всё это следует учитывать не только лишь учителю на уроке, но в первую очередь - дома, родителям, от которых в максимальной степени зависит то, как «первоклассник» будет реагировать на школьные неудачи, которые могут возникнуть в процессе учебы, и какие выводы он сделает, переживя все это.

     Младший школьный возраст - возраст довольно таки приметного формирования личности. Для этого периода характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, попадание в целую систему коллективов, попадание в новейший вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных и ответственных требований к ученику. Именно все то, что главенствующим образом оказывает влияние на развитие и закрепление новейшей системы отношений между людьми, коллективами, к обучению и связанным со всем этим обязательствами, «вылепливает» характер, волю, расширяет кругозор интересов, развивает личностные способности каждого ребенка в отдельности.

Каждый человек хоть раз в жизни испытал страх. Для описания этого неуютного состояния имеется много всяких слов: страх, боязнь, тревога, волнение, беспокойство, тревожность. Но одно ясно точно: это состояние противоположно полному спокойствию.

Необходимо отметить, что в период младшего школьного  возраста дети так же подвержены страхам, как и старшеклассники перед  итоговыми или вступительными экзаменами. Малышам так же страшно идти первый раз в школу, видеть первый раз  учителя, сесть за парту с незнакомым мальчиком или девочкой, выйти первый раз к доске, отвечать на новые вопросы, учиться писать и читать. В дальнейшем процессе учебы появляются все новые и новые страхи: в появлении ошибок,  получении оценок, опаздывании на занятие, порицании  учителя и т.д. Учителю всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и в зависимости от них вести учебный процесс.

      Школьные страхи они потому и называются школьными, так  как имеют прямую связь со школой.

        Вот примерная классификация школьных страхов: 

Страхи по предмету, т.е. на что направлен страх: оценки, отметки,  наказание, замечание в дневник, ошибки, не соответствие требованиям школы, учителя, опоздание в школу, на урок, забывание школьных принадлежностей: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забывание заданного и др., отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.

Страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе: не успеть в школу, опоздать на урок, заболеть и не ходить в школу, опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке), не успеть или забыть сделать домашнее задание, каникулы, 1 сентября, первого дня в школе после каникул, конец четверти, звонок на урок, звонок с урока.

  К этой группе можно отнести страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни: перерыв между уроками – перемен; остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; пребывание на празднике; потеряться в школе; переходить из одного кабинета в другой и др.

      Страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.

  «Страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах: стоять у доски, не понять объяснение учителя, спорить, получить замечание, просьбы дать дневник, страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?», плохая отметка, чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал; страх, что учитель, родитель будет ругать,  наказание; проверка знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ; вопросы учителя; чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;  новый учитель, страх забыть, что задано; чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании; непонимание учителя.

       Страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.

      Страхи делят по происхождению:

     - Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).

     - Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;

     - «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.

     - Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

     Страхи по степени соответствия возрастным нормам: возрастной (обычный, естественный страх); патологический.

     Так же  страхи можно разграничить на  несколько этапов (См. Приложение  Б):

     - «Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).

     - Период адаптации (сентябрь-октябрь).

     - Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).

     - Становление учебной деятельности (окончание первого класса).

     - 2-3 годы обучения.

     - Конец 4 класса (переход в среднюю школу).

 Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. У детей 6—7 лет воображение опирается  на предметы, которые не нуждаются в замещении. Большинство детей предпочитают   самодельные, дающие простор фантазии игрушки. Им больше всего нравятся маленькие и невзрачные игрушки — их проще всего вклинить в  различные игры. Игрушки внушительных размеров практически не влияют на развитие воображения. Для детей на много эффективнее оказывается то, что многие мелкие предметы могут выполнять одномоментно несколько функций, причем эти функции могут иметь разнообразный смысл.

       Постепенно  отпадает необходимость во внешнем  подкреплении, и происходит плавный переход к самому действию с предметом, происходит игровой превращение предмета, он обретает новый, даже иногда фантастический смысл. Это все может происходить мысленно, не обязательно совместно с действиями.  Это и есть зарождение воображения как специфичного психического процесса.

       Несомненно, в младшем школьном возрасте  детки опираются в учебной  деятельности вначале на восприятие, а уж позже на представление.  Примером может послужить такая  ситуация: учитель читает на уроке  детям задачу, в которой необходимо вообразить определённую ситуацию. Задача сама по себе  дает начало  процессу воображения, но при этом для должного эффекта её необходимо подкрепить соответствующими предметами, соответствующими задачи. В противном случае у ученика могут возникнуть затруднение в воспроизведении произвольных действий воображения.

      Во время  урока преподаватель часто предлагает  задания на развитие воображения.  При этом весь используемый  в учебном процессе «инструментарий»  или так называемый материал, надо применять абсолютно  заданным образом. Игры с цифрами или другими предметами не только вызывают стимуляцию  развития воображения, но и формируют воображаемую связь между двумя видами мышления, абстрактно-логическим и образным.

        Самым ярким и свободным выражением воображения у младших школьников можно пронаблюдать в процессе их игр, в рисовании, сочинении рассказов и различных сказок. Детское творчество является поляной для проявления воображения в его полном объёме: некоторые выносят реальные сюжеты «на поверхность», другие — воплощают совершенно новые  фантастические образы и действия, соответствующие необыкновенным ситуациям. Непрерывная деятельность  воображения — настолько эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающей действительности, уникальная возможность унестись за пределы личных жизненных ситуаций, является очень хорошими задатками для развития творческих способностей. Иногда незаурядное воображение может стать фундаментом для  развития личных качеств, свойственных только данному человеку.

       Для  учителя это является очень  важным компонентом для формирования  полноценной личности, которой без  проблем будет идти по дальнейшему  образовательному пути.

Мышление

       Подавляющей  функцией в младшем школьном  возрасте становится  мышление. Заканчивается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение основывается на том, что словесно-логическое мышление становится доминантным. В начале школьного образования ученики в основном работают с наглядными образцами, но в дальнейшем обучении это отходит на второй план. Образное мышление становится  меньше значимым в учебной деятельности., идет переход на действенное мышление.

        К концу младшего школьного  возраста (и как выяснилось, продолжается  позже) начинают появляться индивидуальные различия среди детей. Многие психологи стали выделять  группы детей, которые относятся так сказать к "теоретикам", группы детей, которые относятся к "мыслителям", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, группы детей, которые относятся к  "практикам", которым нужен фундамент из наглядности и необходимы практические действия, группа детей, которые относятся к и "художникам" с внушительным и неповторимым образным мышлением. Многие дети обладают разнообразными видами мышления, т.е. все виды находятся в гармоничном сосуществовании.

Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов