Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КР_Педагогическая психология Аннова.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     В кризисном, 7–летнем  возрасте мы видим такой момент, что начинает  возникать такая  структура переживаний, когда  ребенок начинает осозновать, понимать, что значит “я радуюсь”, “я  огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, “я злой”, т.е. у него начинает возникать обдуманная,  осмысленная ориентировка в собственных эмоциях, чувствах, переживаниях. Благодаря этому проглядываются некоторые из особенностей, которые характеризуют кризис семи лет.

      1. Переживания начинают приобретать смысл (сердитый ребенок начинает понимает, что он сердится), именно спасибо этому у ребенка возникает такие новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения всех этих переживаний.

      2. В этот момент  (кризис семи лет) впервые начинает появляться  обобщение всех собственых переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко очень отсталые дети, которые собственно на каждом шагу очень тяжело переживают неудачи: обычные дети начинают играть, ребенок - «неудачник» стремиться  присоседиться к ним, но ему дают отворот-поворот, он идет по улице, и над ним все насмехаются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает, даже не начатые дела. В каждом отдельном случае у него есть своя собственная реакция на собственную недостаточность, не значимость,а через минуту смотришь – он как-будто  совершенно доволен собой. Тысячи отдельно взятых неудач, а целого чувства своей мизерной ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста приобретается обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалось какое–то определенное действие, у него возникает аффективное образование. Характер этого действия  так же соотносится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению, или конкретно скажем, наша самооценка, возникает именно в тот момент, когда наступает  с кризис семи лет.

     Таким образом, кризис 7 лет проявляется на основе  возникновения личного осознания.  Основная клиника кризиса:

     1) утрата непосредственно  непосредственности. Между желанием  и действием вбивается переживание того, какое значение, какой отпечаток это воздействие будет накладывать на самого ребенка;

     2) манерничанье; ребенок  что-то из себя выделывает, что-то  скрывает (уже душа закрыта);

     3) симптом "горькой  конфеты": ребенку на душе не  очень хорошо, прямо скажем плохо, но он всячески старается этого не показать. Несомненно возникают затруднения в воспитании, ребенок начинает замыкаться в себе и становится совершенно неуправляемым.

     Фундаментом этих  симптомов и лежит обобщение  переживаний. У ребенка образовалась  новейшая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не соотносится с внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее постоянно оказывает непосредственное влияние.

     Образование внутренней жизни - чрезвычайно важное событие в жизни ребенка, теперь направление поведения будет происходить внутри этой внутренней жизни. Кризис требует скорейшего перехода в новую социальную ситуацию, требует нового содержания взаимоотношений и отношений вообще. Ребеноку необходимо вступить в связь с обществом как с сообществом людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную для всех  деятельность. В современной жизни стремление к ней выражается в стремлении быстрее отправиться в школу. Очень часто более высокую ступеньку развития, которой ребенок может достигнуть к 7-ми годам, перемешивают с проблематикой  готовности ребеночка к школьному обучению. И так, наблюдения проводимые в первые дни пребывания ребенка в школе показали, что готовности к обучению в школе у многих детей еще вообще нет.

       Младший  школьный возраст - это конкретный  возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной общеобразовательной  школы. Границы возраста и его психологические критерии определяются принятой на данный временной отрезок системой нашего образования, теорией психического развития и последнее это психологической возрастной периодизацией.

        Это возраст  в основном примерно спокойного  и равномерного физического развития  ребенка. Увеличение роста и  веса, выносливости, жизненной ёмкости  лёгких идёт довольно равномерно, плавно  и пропорционально, в  общем так, как и должно быть. Костная система маленького школьника в общем-то находится в стадии сформировывания - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё до конца не завершено, в костной системе ещё имеется много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не завершен полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны, неуклюже и утомительны. Происходит функциональное усовершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; очень постепенно соизменяется соотнесение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё же более сильным, хотя преобладание процесса возбуждения имеет место, и маленькие школьники в очень высокай степени возбудимы и импульсивны.

Вообще не является важным, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс, все равно он достигает  кризисного момента. В этот период и  наступает зарождение этого самого социального "Я". Кризис 7 лет и  заключается в том, что происходят изменения внутри ребенка, перестройка всей его психики, но при этом внешне изменения видны меньше, и межличностные отношения меняются не так кординально.

        Для ребенка приобретается такая  потребность, как становится более  взрослым, возникают действия, которые важны не только для самого себя, но и окружающих. Эти действия не ограничиваются только учебой в школе. Эти действия совершаются  и как помощь в семье, кружковая работа, спортивные увлечения, какое-то хобби (например, увлечение домашними животными, уход за ними). Ребенок становится на новую ступень самосознания: оценка себя не только как девочки, дочери, подружки по игре, но и как полноценной подруги, ученицы, одноклассницы. Ребенок начинает смотреть на себя, как на личность в обществе, т.е. оценивать себя с социальной стороны. Для него становится чрезвычайно важным, как происходит общение, как на него смотрят другие, что  о нем думают, как с ним общаются, как его ценят в обществе.

        Развивающаяся личность 7-летнего  ребенка обретает так сказать внутреннюю позицию, которая не уходит из его жизни и становится определяющей его  поведения, его деятельности, а также его отношения к окружающим людям и к самому себе, как к личности. Эта внутренняя позиция зависит не только от того, каков сам ребёнок, но и от того, на каком месте он в обществе  и какое это общество.

       Во  многом это зависит от психологической  готовности ребенка к школе.  Чем она лучше, тем легче  ребенку преодолеть этот переход.  Основными критериями психологической  готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (или шире - готовность познавательной сферы);
  • личностная (в том числе, мотивационная);
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

      Иногда может быть  так, что родителе переоценивают возможности своих детей, что может привести к внутриличностным конфликтам, что в конце концов может привести к  невротическим нарушениям личности ребенка.

В младшем школьном возрасте, как правило, начинает закладываться  основание нравственного поведения в обществе, происходит приобретение моральных норм и правил поведения в нем, начинает складываться так сказать,  общественная направленность личности.

 

    Нравственные  черты у детей младшего школьного  возраста отличается от остального  некоторыми характерными особенностями. Во-первых, они  могут быть импульсивными - склонны внезапно действовать под влиянием определенных импульсов, побуждений, при этом, не подумав и не оценив  всех обстоятельств и последствий, по случайным поводам, то есть руководствуются внезапным порывом, все на эмоциях и чувствах. Всему этому есть причина – это так называемая потребность в активном внешнем проявлении всех действий, но  при этом имеется свойственная этому возрасту слабость волевой регуляции поведения.

       Характерной для этого возраста особенностью может быть и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не владеет достаточным опытом для длительной борьбы за желаемую ему цель, для преодоления трудностей и препятствий. Он при этом склонен  опустить руки при неудачном исходе, потерять веру в свои силы и безрезультатности своих действий. Возможно наблюдать и такие явления, как капризность, упрямство., не желание дальнейшего продвижения к своей цели. Как правило  причиной их становится то факт, как  недостаток семейного воспитания. Ребёнок, привычный к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он никогда ни  в чём не видел отказа, становиться еще более требовательный, и более капризный чем раньше, что приводит к негативному развитию его личности. Таким образом, он протестует против не желания взрослых выполнять его требования, пожелания, против твердых правил, которыми руководствуется весь учебный процесс, против нежелания идти на уступки, жертвы, во имя того, что надо, а не того, что хочется. Вот он и начинает капризничать и упрямиться.

        У детей младшего школьного  возраста складывается определенное  распределение и расширение знаний  об эмоциональных переживаниях  всего его окружения. Основным  для первоклассника является  на только слово, но и последующее действие за ним, то есть слово всегда должно подкрепляться какими-то особыми проявлениями, а не просто пустыми фразами.

          Дети в этот период начинают  не просто эмоционально на  все реагировать, но при этом  ещё и обдумывать все то, как  они это делают и к чему это все может привести. Это все начинает их готовить к вступлению во взрослую жизнь, где им придется отвечать за каждое свое слово, за каждый свой поступок, совершенное действие.

      И все  же дети младшего школьного  возраста очень эмоциональны. Эта эмоциональность откладывается свои отпечатки на то, эмоциями у них заполнена вся их психологическая деятельность. Всё, что дети делают,  что наблюдают, что производят руками или в голове, все это вызывает у них эмоциональный отклик. Ещё не мало важно то, что младшие школьники не умеют контролировать, управлять своими чувствами. Если случается какая-то радость (например, получил «5»), то выражение ее может быть крайне разнообразно. Это же можно сказать  и о негативных эмоциях: горе, печаль, страх. Эмоциональное проявление таких чувств так же может быть во всем своем многообразии. Но все эти чувства могут очень быстро сменять друг друга, если взрослые будут правильно на них реагировать, будут направлять детей в нужную сторону их реакцию. И постепенно ребенок научится правильно и самое главное во время контролировать свои эмоциональные внешние проявления свои внутренних чувств.

     Как правило, в  младшем школьном возрасте происходит  становление или так сказать  зарождение коллективных отношений.  В процессе учебы за несколько лет, ученик младших классов приобретает большой опыт, важный для последующего развития, коллективной работы, что не все делается для себя, что-то делается и для других в целом, то есть для общества, для коллектива. Все это происходит при правильном преподавании, при правильном примере таких отношений такой работы, таких действий.

Если посмотреть на все  многообразие социальным мотивов ученния, то самое основное, среди всего  этого множества становится получение  наивысшего балла за работу. Эти оценки становятся стимулом для других отметок, для получения сюрпризов, приносит им радость, они ими хвастают, гордятся. Есть и другие мотивы (См. Приложение А):

Внутренние мотивы:

     1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; 

     2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

         В начальных классах основной  мотивацией становится мотивация  достижения. Чем выше успеваемость, тем ярче проявляется мотивация  достижения успеха – приобретается  желание правильно и качественно   выполнить задание, получить необходимый  результат. Так же присутствует мотивация избегания неудач. Ребенок  старается избежать "двойки" и естественно тех последующих действий, которые влечет за собой такая оценка от учителя, родителей.

      Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

     Именно оценка является  стимулом для развития учебной  мотивации. При низких отметках  могут возникать тяжелые психологические   переживания и школьная дезадаптация. Так же она является основной движущей силой для  становления самооценки. Дети, обращая внимание на оценку учителя, сами определяют себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, при этом соотнося  каждого ученика соответствующими качествами. Успеваемость каждого ребенка становится оценкой его самого как личности, как человека в целом и ставит его на определенную ступень социального статуса. Отличники, как правило, имеют завышенную самооценку. У слабых в учебе детей, имеющих постоянные неудачи по успеваемости самооценка низкая, они постоянно не уверены в себе и в своих возможностях.  Зная все это, преподаватель должен правильно преподносить все это детям, учить их взаимопомощи и давать стимульный материал

Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов