Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа
За последние десятилетия стали необыкновенно много внимания уделяется проблематики детей 6-7-летнего возраста, младшего школьного возраста. Не мало важным является то явление, которое возникает как переходный этап развития ребенка. Несомненно современная жизненная ситуация стала предъявлять все новые требования с способностям детей. Еще в психологи и философы с давних времен размышляли о необходимость взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов для адекватного развития сознательных процессов в организме человека.
Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть……………………………………………………………………….5
1. Начало школьного обучения и характеристика игровой деятельности младшего возраста………………………………………………………………………….…….5
1.1 Характеристика игровой деятельность младшего школьника…………….….5
1.2. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей младшего школьного возрасти…………………………………………………………………..10
2. Кризис семи лет, развитие социального статуса и нравственного поведения…………….……………………………………………………………....16
3. Характеристика адаптационного периода ребенка-первоклассника……………....24
Заключение………………………………………………………………….……31
Глоссарий………………………………………………………….……………..33
Список использованных источников………………………………….……….37
Приложения………………………………………………………………………….39
В кризисном, 7–летнем
возрасте мы видим такой
1. Переживания начинают приобретать смысл (сердитый ребенок начинает понимает, что он сердится), именно спасибо этому у ребенка возникает такие новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения всех этих переживаний.
2. В этот момент (кризис семи лет) впервые начинает появляться обобщение всех собственых переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко очень отсталые дети, которые собственно на каждом шагу очень тяжело переживают неудачи: обычные дети начинают играть, ребенок - «неудачник» стремиться присоседиться к ним, но ему дают отворот-поворот, он идет по улице, и над ним все насмехаются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает, даже не начатые дела. В каждом отдельном случае у него есть своя собственная реакция на собственную недостаточность, не значимость,а через минуту смотришь – он как-будто совершенно доволен собой. Тысячи отдельно взятых неудач, а целого чувства своей мизерной ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста приобретается обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалось какое–то определенное действие, у него возникает аффективное образование. Характер этого действия так же соотносится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению, или конкретно скажем, наша самооценка, возникает именно в тот момент, когда наступает с кризис семи лет.
Таким образом, кризис
7 лет проявляется на основе
возникновения личного
1) утрата непосредственно
непосредственности. Между желанием
и действием вбивается
2) манерничанье; ребенок что-то из себя выделывает, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой конфеты": ребенку на душе не очень хорошо, прямо скажем плохо, но он всячески старается этого не показать. Несомненно возникают затруднения в воспитании, ребенок начинает замыкаться в себе и становится совершенно неуправляемым.
Фундаментом этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка образовалась новейшая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не соотносится с внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее постоянно оказывает непосредственное влияние.
Образование внутренней жизни - чрезвычайно важное событие в жизни ребенка, теперь направление поведения будет происходить внутри этой внутренней жизни. Кризис требует скорейшего перехода в новую социальную ситуацию, требует нового содержания взаимоотношений и отношений вообще. Ребеноку необходимо вступить в связь с обществом как с сообществом людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную для всех деятельность. В современной жизни стремление к ней выражается в стремлении быстрее отправиться в школу. Очень часто более высокую ступеньку развития, которой ребенок может достигнуть к 7-ми годам, перемешивают с проблематикой готовности ребеночка к школьному обучению. И так, наблюдения проводимые в первые дни пребывания ребенка в школе показали, что готовности к обучению в школе у многих детей еще вообще нет.
Младший
школьный возраст - это конкретный
возраст 6-11-летних детей,
Это возраст
в основном примерно
Вообще не является важным, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс, все равно он достигает кризисного момента. В этот период и наступает зарождение этого самого социального "Я". Кризис 7 лет и заключается в том, что происходят изменения внутри ребенка, перестройка всей его психики, но при этом внешне изменения видны меньше, и межличностные отношения меняются не так кординально.
Для ребенка приобретается
Развивающаяся личность 7-летнего ребенка обретает так сказать внутреннюю позицию, которая не уходит из его жизни и становится определяющей его поведения, его деятельности, а также его отношения к окружающим людям и к самому себе, как к личности. Эта внутренняя позиция зависит не только от того, каков сам ребёнок, но и от того, на каком месте он в обществе и какое это общество.
Во
многом это зависит от
Иногда может быть
так, что родителе переоцениваю
В младшем школьном возрасте,
как правило, начинает закладываться
основание нравственного
Нравственные
черты у детей младшего
Характерной для этого возраста особенностью может быть и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не владеет достаточным опытом для длительной борьбы за желаемую ему цель, для преодоления трудностей и препятствий. Он при этом склонен опустить руки при неудачном исходе, потерять веру в свои силы и безрезультатности своих действий. Возможно наблюдать и такие явления, как капризность, упрямство., не желание дальнейшего продвижения к своей цели. Как правило причиной их становится то факт, как недостаток семейного воспитания. Ребёнок, привычный к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он никогда ни в чём не видел отказа, становиться еще более требовательный, и более капризный чем раньше, что приводит к негативному развитию его личности. Таким образом, он протестует против не желания взрослых выполнять его требования, пожелания, против твердых правил, которыми руководствуется весь учебный процесс, против нежелания идти на уступки, жертвы, во имя того, что надо, а не того, что хочется. Вот он и начинает капризничать и упрямиться.
У детей младшего школьного
возраста складывается
Дети в этот период начинают не просто эмоционально на все реагировать, но при этом ещё и обдумывать все то, как они это делают и к чему это все может привести. Это все начинает их готовить к вступлению во взрослую жизнь, где им придется отвечать за каждое свое слово, за каждый свой поступок, совершенное действие.
И все же дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Эта эмоциональность откладывается свои отпечатки на то, эмоциями у них заполнена вся их психологическая деятельность. Всё, что дети делают, что наблюдают, что производят руками или в голове, все это вызывает у них эмоциональный отклик. Ещё не мало важно то, что младшие школьники не умеют контролировать, управлять своими чувствами. Если случается какая-то радость (например, получил «5»), то выражение ее может быть крайне разнообразно. Это же можно сказать и о негативных эмоциях: горе, печаль, страх. Эмоциональное проявление таких чувств так же может быть во всем своем многообразии. Но все эти чувства могут очень быстро сменять друг друга, если взрослые будут правильно на них реагировать, будут направлять детей в нужную сторону их реакцию. И постепенно ребенок научится правильно и самое главное во время контролировать свои эмоциональные внешние проявления свои внутренних чувств.
Как правило, в
младшем школьном возрасте
Если посмотреть на все многообразие социальным мотивов ученния, то самое основное, среди всего этого множества становится получение наивысшего балла за работу. Эти оценки становятся стимулом для других отметок, для получения сюрпризов, приносит им радость, они ими хвастают, гордятся. Есть и другие мотивы (См. Приложение А):
Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
В начальных классах основной
мотивацией становится
Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.
Именно оценка является
стимулом для развития учебной
мотивации. При низких
Информация о работе Специфика психологии обучения школьников начальных классов