Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:26, курс лекций
Обучить, научить, выучить, учить, научиться... Наверное, ни одно слово не используется в педагоги¬ке, методиках, да и в речи учителя, так часто, как слово «учение» и его различные производные. Но, что такое — «учение»?
На первый взгляд вопрос кажется надуманным. Ну, кто же не знает, что означает слово «учение»! Нет та¬кого человека, который изрядную часть своей жизни не потратил на это занятие. Тем более, по-видимому, неуме¬стно задавать этот вопрос учителю, который всю жизнь только и занимается тем, что учит, который видит, на¬правляет, оценивает это самое учение повседневно и тысячекратно.
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и виды научения, современные теории научения. - 4 -
1. Что такое научение - 4 -
2. В поисках сущности научения (рефлекторный и когнитивный уровни научения). - 5 -
3. Ассоциативная модель. Рефлекторный уровень. Сенсорное научение - 10 -
4. Когнитивный уровень. Научение знаниям - 15 -
5. Применима ли к человеку модель сенсорного научения? Теория эмоционального подкрепления - 17 -
6. Универсальна ли модель сенсорного научения? Теория выбора реакции - 19 -
7. Формирование новых программ поведения. Научение как случайный процесс, управляемый результатами - 21 -
8. Условно-рефлекторный уровень. Моторное научение - 22 -
9. Универсальна ли моторная модель научения? Научение как направленный
процесс, управляемый целью - 24 -
10. Когнитивный уровень. Научение навыками - 27 -
11. Сравнение сенсорной и моторной моделей научения. Понятие видов научения - 30 -
12. Универсальна ли ассоциативная модель научения? - 31 -
13. Интеллектуальное научение. Рефлекторный уровень - 34 -
14. Знаковое научение - 37 -
15. Когнитивный уровень. Научение понятиям - 38 -
16. Научение мышлению - 40 -
17. Научение умениям - 44 -
ЛЕКЦИЯ II. Учебная деятельность. Её источники, структуры и условия - 46 -
1. Попутное научение и целесообразное учение - 46 -
2. Учение как деятельность - 49 -
3. Первичное и вторичное учение - 51 -
4. Структура учебной ситуации - 53 -
5. Типы учебных ситуаций - 54 -
6. Мотивация учебной деятельности - 56 -
7. Источники учебной деятельности - 57 -
8. Структуры учебной деятельности - 60 -
9. Внутренние факторы заучивания. Внимание и установка - 62 -
10. Внешние факторы заучивания. Содержание и форма учебного материала - 65 -
11. Трудность учебного материала - 66 -
12. Значимость и осмысленность учебного материала - 68 -
13. Структура учебного материала - 71 -
14. Объем учебного материала - 74 -
15. Характер заучивания - 77 -
16. Организация заучивания - 78 -
ЛЕКЦИЯ III. Сущность обучения. Современные теории и модели
обучения - 81 -
1. Что такое обучение? - 81 -
2. Обучение как управление процессом накопления знаний - 84 -
3. Обучение как организация познавательной активности - 88 -
4. Обучение как стимуляция исследовательской активности - 93 -
5. Обучение как управление процессом накопления познавательных структур - 95 -
6. Обучение как стимуляция самостоятельной мыслительной активности
учащегося - 99 -
7. Обучение как управление мыслительной деятельностью учащихся - 101 -
ЛЕКЦИЯ IV. Обучение навыкам - 105 -
1. Сущность и виды навыков. Ассоциативные теории - 105 -
2. Две основные методики обучения навыкам - 106 -
3. Универсальна ли ассоциативная концепция навыка? - 109 -
4. Структура действий человека - 110 -
5. Сознательные и бессознательные компоненты действия навыки у человека - 113 -
6. Перестройка структуры действия при формировании навыка - 115 -
7. Условия и источники формирования навыков - 118 -
8. Процесс формирования навыков. Влияние на него методики обучения - 120 -
9. Процесс формирования навыков. Влияние на него содержания осваиваемых
действий. Взаимодействие навыков - 125 -
ЛЕКЦИЯ V. Обучение понятиям - 129 -
1. Что такое понятие - 129 -
2. Обучение отличительным признакам - 132 -
3. Обучение значимым признакам - 139 -
4. Обучение структурным признакам - 145 -
5. Обучение инвариантным признакам - 149 -
6. Обучение значениям - 153 -
7. Управление формированием понятий - 155 -
ЛЕКЦИЯ VI Обучение мышлению и умениям - 160 -
1. Познавательные структуры мышления - 160 -
2. Операциональные структуры мышления - 167 -
3. Пути обучения мышлению - 172 -
4. Обучение умениям - 175 -
5. Непонятийные и нелогические виды мышления - 182 -
6. Вопрос об этапах развития мышления - 186 -