Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 07:32, курс лекций
Категория общения в психологии. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.
Интересную иерархию уровней общения предложил А.Б.Добрович. выделивший семь уровней общения:
Б.Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:
– макроуровень – общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни;
– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;
– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие, мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень – простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения
Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д.
Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.
Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы.
Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.).
Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.
Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.
Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.
Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.
Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.
Позиция Родителя отличается независимостью, неподчиняемостью субъекта общения, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать партнёру по общению свой взгляд, свою волю, подчинить себе. Родитель склонен к авторитарному давлению на своего партнёра, но в то же время он любит опекать и защищать партнёра (даже тогда, когда нет в этом особой необходимости).
В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность, которая нуждается в опёке и защите. Находящийся в этой позиции партнёр бывает пуглив, беспомощен, доверчив, а потом по-детски игрив, несерьёзен.
Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнёров по общению, распределение ответственности между собой и ими. Речь Взрослого лишена авторитарного давления и бесцеремонности, а также родительских поучений, высказываемых в категоричном тоне. Она также не содержит неуверенности, боязливости и несерьёзности Дитя.
Таким образом, состояние Родителя, Дитя и Взрослого, доминирующее в данный момент общения, является информативным, т.е. узнаваемым для партнёра по общению.
Выделяют также позиции общения:
"Одностороннее выспрашивание"
- полузакрытая коммуникация, в
которой человек пытается
Перцептивная сторона общения состоит из следующих компонентов:
Самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.