Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 07:32, курс лекций

Краткое описание

Категория общения в психологии. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?

Файлы: 1 файл

Конспект лекций Психология общения.docx

— 219.33 Кб (Скачать)

Восприятие другого человека – формирование целостного образа на  основе оценки его внешнего вида и поведения.

  1. Психологические механизмы восприятия. Психологи выделяют ряд факторов, на основе которых формируется образ другого человека. На межличностное восприятие оказывают влияние следующие психологические механизмы:
  • Эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
  • Эффект бумеранга – при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Это происходит из-за того, что:
    • подорвано доверие к источнику информации;
    • передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;
    • субъект, передающий информацию вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.
  • Эффект первого впечатления – очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. При этом все последующие отбрасываются.
  • Эффект края – из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов, те, что находятся в начале и в конце запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
  • Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее.
  • Эффект первичности – важность определенного порядка поступления информации о человеке, для формирования представлений о нем.
  • Эффект новизны – более новая информация оказывается самой значительной.
  • Эффект стереотипизации – тенденция формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этот эффект действует, когда мы обладаем ограниченной информацией об объекте или ситуации.

Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие:

  1. идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
  2. рефлексия –  понимание другого путем размышления за него;
  3. эмпатия –  понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
  4. стереотипизация –  восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы;
  5. проекция – неосознанное приписывание человеком окружающим людям своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждений о людях по аналогии с самим собой;
  6. каузальная атрибуция – собственные предположения относительно причин поступков других людей.
  7. Самоподача – вмешательство объекта восприятия  процесс формирования своего образа у собеседника, т.е. то, каким образом он преподносит себя, общаясь с людьми.

Этот процесс может включать как навязывание определенного стереотипа, который способен задать контекст отношения к вам, либо сообщение той информации, которая поможет собеседнику лучше определить ваши мотивы и цели, либо способы управления собеседником, которые направлены на более тесное и точное взаимодействие.

Управление вниманием, восприятием собеседника происходит по средствам акцентирования и выделения тех особенностей, которые «включают» соответствующие механизмы социального восприятия.

Выделяют следующие виды самоподачи:

  • самоподача превосходства;
  • самоподача привлекательности;
  • самоподача отношения.

Самоподача превосходства. Подобная самоподача, чтобы являться успешной, обязательно должна опираться на определенные признаки, а именно, знаки превосходства – соответствующая манера одеваться, говорить и вести себя. То есть акцент делается на тех деталях, которые показывают высокий социальный статус. Очень важно, чтобы ключевые моменты, на которые направляется внимание собеседника, были подчеркнуты и выделены.

Самоподача привлекательности. Привлекательность тоже является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательнее, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие со своими внешними данными.

Самоподача превосходства и привлекательности по важности и «частоте употребления» значительно проигрывает самоподаче отношения. Ведь действительно всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.

 

2.2. Технологии эффективной коммуникации

 

  1. Конструктивное общение – это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Конструктивное общение состоит из:

  • умения слушать;
  • способности понять смысл услышанного;
  • способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;
  • желания получать новую информацию, знания;
  • доброжелательности, приветливости;
  • способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;
  • умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.

Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:

  • решить возникшую проблему
  • обсудить совместные действия
  • для развития личности
  • как средство поддержки
  • для получения новой информации, опыта
  • для приятного общения.
  1. Техники эффективной коммуникации.  Для осуществления эффективной коммуникации между людьми выработан определенный ряд правил общения. Психологи обычно этот свод правил называют техниками эффективной коммуникации.
    1. Говорите с партнером на его языке – тогда вы поймете друг друга.
    2. Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к собеседнику с уважением.
    3. Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть нечто общее, – это сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.
    4. Проявляйте интерес к проблемам собеседника.
    5. Дайте собеседнику выговориться.
    6. Используйте техники «вербализации эмоционального состояния» - проговаривайте вслух то, что чувствуете вы и то, что чувствует ваш собеседник.
    7. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации.
    8. Постарайтесь занять позицию «на равных» с собеседником.
    9. Используйте техники слушания.
    10. Действуйте в соответствии с правилом – «не ты плохой», а «ты что-то не так сделал».

Чтобы избежать ошибок поведения, прислушайтесь к советам:

  1. Не принимайте молчание за внимание.
  2. Не притворяйтесь, что слушаете.
  3. Не перебивайте без надобности.
  4. Не делайте поспешных выводов.
  5. Не давайте «поймать» себя в споре.
  6. Не задавайте слишком много вопросов.
  7. Никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства».
  8. Виды и техники слушания.

Умение слушать – важнейшая составляющая процесса общения. Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. При слушании очень важно давать обратную связь.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании (рефлексивное) на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Пассивное (нерефлексивное) слушание – умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо  настроиться на слушание: на время  забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей  реакции на слова партнера  вы должны в точности отразить  переживание, чувство, эмоцию, стоящие  за его высказыванием, но сделать  это так, чтобы продемонстрировать  собеседнику, что его чувство  не только правильно понято, но  и принято вами.

3. Необходимо  держать паузу. После вашего ответа  собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо  помнить, что эмпатическое слушание  – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

5. В тех  случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким  образом, что партнер говорит  «не закрывая рта», а ваша беседа  носит уже достаточно доверительный  характер, вовсе не обязательно  отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.

6. Методику  эмпатического слушания имеет  смысл применять только в том  случае, когда человек сам хочет  поделиться какими-то переживаниями.

4. Приемы  активного слушания. Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:

  • поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.);
  • уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря о...?", "Что значит...?" и т. п.);
  • дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете... ", "То есть вы считаете, что... ");
  • выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмупцение можно понять ");
  • выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что...", "Вы хотите сказать, что... ", "Итак, подводя итоги... " и т. д.).
  1. Психологические приемы расположения к себе.
  1. Прием «имя собственное». Он  основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
  2. Прием «зеркало отношения». В арсенале данного приема есть два  инструмента – улыбка и комплементы.
  3. Прием «терпеливый слушатель». Для того чтобы терпеливо и внимательно  выслушивать собеседника, нужно немалое время, т.к. не каждый умеет  сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать  высказывания, которые не относятся  к делу. Если вы все-таки выслушаете собеседника, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам «возвращены» в виде небольшого усиления симпатии к вам.
  4. Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
  5. Барьеры в общении – это различного вида препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям между людьми.

Информация о работе Психология общения