Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 07:32, курс лекций
Категория общения в психологии. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?
Препятствием полноценному общению могут стать:
1. Вербальные и невербальные барьеры.
Вербальные барьеры – перебивание партнера, споры и эмоциональные реплики, постановка закрытых вопросов. Невербальные барьеры – когда собеседник всем своим поведением демонстрирует нежелание вести разговор. Это выражается в том, что собеседник избегает смотреть в глаза партнера, лицо выражает скуку, ерзает, зевает, смотрит на часы, держит большую дистанцию.
2. Индивидуально-
а) Барьер темперамента.
б) Барьер несовместимости характеров.
в) Барьеры отрицательных эмоций.
г) Барьер отвращения и брезгливости.
д) Барьер презрения.
е) Барьер страха.
ж) Барьер стыда и вины.
з) Барьер общения, возникающим на почве страдания или горя.
и) Барьер гнева
Кроме этого барьеры в общении могут провоцироваться еще рядом следующих причин. Защищаться от воздействия сообщений от другого человека мы можем, избегая этой информации, отрицая авторитетность ее источника или просто не понимая ее по ряду причин.
Б.Ф. Поршнев выделил следующие виды барьеров в общении:
Барьер избегания – это уклонение от контактов с партнером, которые могут оказать на нас негативное воздействие, когда человек просто избегает общаться с человеком, опасным для него в каком-либо отношении. Например, если мы идем по коридору и видим идущего навстречу человека» который нам неприятен, то мы просто отворачиваемся и делаем вид, что его не заметили, только бы не общаться с ним.
Избегание, как вид защиты от воздействия, проявляется не только в избегании людей, но и в уклонении от определенных ситуаций, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия.
Проявление барьера авторитета заключается в том, что, мы, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, доверяем мнению первых и отказываем в этом доверии вторым.
Барьер авторитета очень явно всегда проявляется на различных выборах, когда людям необходимо отдать предпочтение тому или иному кандидату.
Существует несколько разновидностей барьеров непонимания, вызываемых различными причинами:
Даже доверяя своему партнеру и оценивая его аргументы как верные и правильные, мы часто все равно поступаем по-своему. Очевидно, что, помимо внешних барьеров» существуют и какие-то внутренние защиты, которые определяют отношение человека к уже принятой и понятой, но, в то же время, неприятной, опасной информации.
Преодолеть эти наши внутренние барьеры можно только двумя путями:
1. Когда информация очень
2. Когда информация, поступающая к человеку, достигает своего критического максимума, то он начинает наконец-то ее осознавать и понимать.
Когда говорят о коммуникации, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, мнениями, идеями и пр.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальные коммуникации использует в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения.
Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Невербальные коммуникации используют следующие знаковые системы:
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
Признаки конфликта:
Биполярность, или опозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
Активность – другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта;
Наличие субъектов конфликта – еще один признак, субъект – это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективную и субъективную стороны. К объективной стороне относятся:
Субъективное содержание составляют такие элементы, как:
Классификация конфликтов | |||
№ п/п |
Основание классификации |
Виды конфликтов |
Общая характеристика |
1. |
Сферы проявления конфликта |
Экономические |
В основе лежат экономические противоречия |
Идеологические |
В основе лежат противоречия во взглядах | ||
Социально-бытовые |
В основе лежат противоречия социальной сферы | ||
Семейно-бытовые |
В основе лежат противоречия семейных отношений | ||
2. |
Степень длительности н напряженности конфликта |
Бурные быстротекущие конфликты |
Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих |
Острые длительные конфликты |
Возникают при наличии глубоких противоречий | ||
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты |
Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон | ||
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты |
Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер | ||
3. |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные конфликты |
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека) |
Межличностные конфликты |
Конфликт во взаимоотношениях людей | ||
Конфликты «личность — группа» |
В конфликт вступают: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) | ||
Межгрупповые конфликты |
Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы | ||
4. |
Социальные последствии |
Конструктивные конфликты |
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия |
Деструктивные конфликты |
В основе, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность | ||
5. |
Предмет конфликта |
Реалистичные (предметные) конфликты |
Имеют четкий предмет |
Нереалистичные (беспредметные) конфликты |
Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Деятельность при разрешении конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии.
1. Оценка сущности конфликтной ситуации:
2. Оценка целей конфликтной
Для разрешения конфликтной ситуации важно показать различия сторон в понимании целей, а если цели действительно различны, спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации: