Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование направленности личности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
2. Сущность направленности как важнейшего психологического
свойства личности ………………………………………………………17
3. Исследование направленности личности ……………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………38
Приложение 1 ……………………………………………………………….41
Приложение 2 ………………………………………………………………46
А. Н. Леонтьев так
определяет мотив: «В самом потребностном
состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить
потребность, жестко не записан. До своего
первого удовлетворения потребность «не
знает» своего предмета, он ещё должен
быть обнаружен. Только в результате такого
обнаружения потребность приобретает
свою предметность, а воспринимаемый (представляемый,
мыслимый) предмет - свою побудительную
и направляющую деятельность функцию,
то есть становится мотивом»17. По мнению А. Н. Леонтьева, генетически
исходным для человеческой деятельности
является несовпадение мотивов и целей.
В отличие от целей, мотивы актуально не
осознаются субъектом. При этом они находят
свое психическое отражение в форме эмоциональной
окраски действий (то есть придают действию
личностный смысл).
Плодотворным является изучение мотивов
в связи с исследованиями структуры человеческой
деятельности и сознания. В рассматриваемом
подходе мотив определяется как то, что
в отражаемой человеком реальности побуждает
и направляет его деятельность. В мотиве
конкретизируются, «опредмечиваются»
потребности. Последние не только определяют
собой мотив, но изменяются и обогащаются
вместе с изменением и расширением круга
объектов, служащих их удовлетворению.
С другой стороны, одновременно происходит
развитие способов удовлетворения потребностей.
Особенно отчетлива роль мотивов в формировании
человеческих потребностей проявляется
при возникновении мотивов, которые не
встречаются у животных и впервые появляются
лишь в сообществе людей.
Понимание предметной и социальной природы
мотивов человека позволяет подчеркнуть
их относительную независимость от «глубинных»
инстинктивных влечений. Удовлетворение
любого влечения всегда опосредовано
каким-либо способом, а он как раз и оказывается
социально заданным. По этой же причине
не столько субъективные эмоциональные
переживания определяют сферу мотивации,
сколько развитие мотивов человеческой
деятельности обогащает и перестраивает
сами эмоции и чувства.
Если под мотивом понимается опредмеченная
потребность, то есть потребность, нашедшая
свой предмет, то первичной формой существования
мотивов будут вещественные предметы,
отвечающие простейшим материальным потребностям
человека. В процессе развития мотивами
становятся также предметы идеальные,
выступающие в форме тех или иных побудительных
представлений или сознательных целей
(«мотивы – цели»). Деятельность человека
побуждает обычно несколькими мотивами,
одни из которых являются основными, ведущими,
а другие - подчиненными, иногда выполняющими
лишь функцию дополнительной стимуляции.
Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения
придают деятельности, ее объектам и условиям
тот или иной субъективный и личностный
смысл.
Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, - отношения иерархии мотивов.
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии - познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):
А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения
иерархии мотивов неудачной. Он считает,
что иерархические отношения между мотивами
являются релятивными (относительными)
и определяются складывающимися связями
деятельности субъекта. При этом смыслообразующие
мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.
Мотивы могут находиться в разных отношениях
между собой. Они способны усиливать или
ослаблять друг друга, вступать во взаимные
противоречия и в противоречия с существующими
возможностями реализации действия.
Потребности - субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.
Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком, является сигналом, запускающим деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.
Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.
Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя: физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу), потребность в безопасности (по А. Маслом) и сохранении (по К. Обуховскому), изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу), биологические (по П. В. Симонову), материальные (по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей — это потребности в уважении и любви, самоуважении, самоактуализации (по А. Маслоу), познавательные, в том числе и познания смысла жизни, потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому), социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).
К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и т.д.
Анализируя путь развития человеческих потребностей, А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека.
Из тенденций направленности личности выделяется как особый момент установка. Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление19. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приспособлении к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.
Всякая установка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида.
Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.
Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.
По С.Л. Рубинштейну, смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
Как мы уже упоминали в предыдущем разделе, над проблемой установки личности работал Д.Н.Узнадзе. Установка, по Узнадзе, – это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.
Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес – специфическую направленность на него личности.
Специфичность
интереса, отличающая его от других
тенденций, выражающих направленность
личности, заключается в том, что
интерес – это
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Также в направленности личности выделяют такую характеристику как идеал. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.
Идеал (от греч. «идея», «первообраз») - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служит образцом. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал – для него самого.
В идеалах человека
ярко проявляется его общая
Убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.
Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.
Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности.
Мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.
Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений
Информация о работе Психологическое содержание понятия «направленность личности»