Психологическое содержание понятия «направленность личности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование направленности личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
2. Сущность направленности как важнейшего психологического
свойства личности ………………………………………………………17
3. Исследование направленности личности ……………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………38
Приложение 1 ……………………………………………………………….41
Приложение 2 ………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

refland.ru_29090.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Большое значение в правильности понимания теории установки имеет проблема взаимоотношений установки и сознания. В этом плане Ф. В. Бассин выделяет несколько точек зрения. Так Ш. А. Надирашвили и его последователи считают, что наряду с установками неосознаваемыми есть установки осознаваемые («социальные»). Исходя из сказанного, можно полагать, что вторичная фиксированная установка является осознаваемой.

Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то  у  Л.  И.  Божович  в  качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, - пишет Л. И. Божович, - мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью»9.

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Очевидно, что ведущая сфера в структуре личности Л И. Божович - это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем, на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывется более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Б.И. Додонов считает, что направленность наряду с мировоззрением и характером выполняет функции регулятора в системе личности. Направленность личности - это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта10.

Три названных компонента психологического склада личности представляют собой  регуляторы нашего поведения с готовым  информационным содержанием. Но личность нуждается в постоянном притоке  новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвертый, самый сложный компонент психологической системы человека — его способности.

Также Б.И. Додонов говорит об эмоциональной направленности. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, практический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный.

В исследованиях зарубежных психологов из всех видов направленности более широко исследуется альтруистическая направленность личности, имеющая своим содержанием общественные побуждения человека. Альтруистическая направленность рассматривается как проявление помощи другому человеку, при котором главным побуждением является положительный результат, благотворные последствия для другого. При этом подчеркивается, что акт помощи не может считаться альтруистическим, если совершающий его человек преследует в первую очередь личную выгоду.

В  значительной  степени  этой  концепции  соответствует типология направленности,  предложенная Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности  личности:

    • первый  уровень  -  эгоцентрический,  определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу;
    • второй уровень - группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;
    • третий уровень - просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом;
    • четвертый уровень - духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом11.

Н.И.  Рейнвальд  считает  тип  направленности  личности «доминирующей мотивацией,  определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные  ориентации и способы самоутверждения»12. Автор выделяет следующие  типы  направленности личности:

    • тип  созидания  -  включение индивида  в  систему  общественных  отношений;
    • тип потребителя - потребление духовных, и, в особенно- 
      сти, материальных благ;
    • тип  разрушителя  -  во  имя корыстных интересов готов разрушать любые  ценности, созданные другими13.

Д.   И.  Фельдштейн,  рассматривая  отношение  подростков  к общественно  полезной  деятельности,  выделяет  типы  деловой  направленности,  в  основе  которых  лежат  следующие  мотивы: индивидуально-общественные,  мотивы  групповой  солидарности, коллективистические мотивы, адекватные общественно значимому смыслу труда.

Б. А. Сосновский полагает, что подструктура направленности является своеобразным «стержнем» всего психологического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. Здесь задается основа отношений человека с миром, направления ориентировки и поведения, система ценностей и позиций, мировоззрение в целом. В проблеме направленности личности Б. А. Сосновский подчеркивает необходимость комплексного подхода к ее изучению: «... комплексный, систематизирующий, своего рода пронизывающий характер направленности человека недостаточно отражен и подчеркнуг в теоретических схемах психологии»14.

А. Г. Асмолов, определяя содержание направленности личности, пишет о том, что «... направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности. Для того же, чтобы ее раскрьтъ, необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к принципу анализа по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности»15. Автор выделяет следующие требования к единице анализа структуры личности: динамичность; наполненность предметным содержанием; уровень отражения того или иного содержания раскрытие происхождения, содержания детерминации образования структуры личности; учет типа структурных связей, прежде всего иерархических взаимосвязей организации личности; объяснение развития и саморазвития личностной динамики; необходимость отражения внутреннего единства личности; в единиц должны содержаться в виде противоположностей свойства целого; единица должна быть операционализируема; она должна содержать свойства целого.

В работах Б.М. Теплова направленность личности рассматривается как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях  личности к определенной деятельности.

Н.А. Менчинская наряду с другими компонентами направленности личности выделяет ее мировоззрение: «Вся сложность и своеобразие понятия «мировоззрение» заключается в том, что оно одновременно связано с различными сторонами и «подструктурами» личности, со знаниями и умениями их применять к решению различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни (т. е. интеллектуальной стороной личности), с направленностью личности — ее отношениями, мотивами, оценками, идеалами. При этом степень готовности собственного мировоззрения зависит от направленности личности, ее моральных качеств. В тоже время мировоззрение само определяет направленность жизненных планов, формирование моральных качеств»16.

В.Д. Шадриков полагает, что направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро- и микросоциумов, в которых протекает деятельность личности.

Проблема общей направленности тесно связана с проблемой профессиональной направленности личности, и в частности профессионально-педагогической направленности. Ряд авторов профессионально-педагогическую направленность рассматривают как один из видов общей направленности, в структуру которой входят три основные компонента: практический (поведенческий), эмоциональный (аффективный) и когнитивный (познавательный, оценочный). Б. Ф. Ломов отмечает неравномерность этих компонентов направленности. Одни исследователи считают эмоциональный компонент ведущим, преобладающим в структуре направленности, другие исследователи считают главным когнитивный компонент.

Профессионально-педагогическая направленность рассматривается в работах многих ученых (Н. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Т. С. Деркач, В. А. Сластенин, П. А. Просецкий, В. А. Крувецкий, Г. А. Томилова, А. М. Ахмедханов, С.А. Асадуллина, Т. В. Ермолаева, Р. М. Фатыхова, Т. В. Зобнина и другие).

В исследованиях указанных авторов раскрываются особенности педагогической направленности личности учителя, методы ее изучения и формирования, факторы, влияющие на ее становление и развитие.

Н. Ф. Гоноболин, анализируя профессионально-содержательную сторону деятельности учителя, отмечает такие важные качества, как «педагогическое мышление», «педагогическое внимание», «педагогические способности».

Н.В. Кузьмина рассматривает  педагогическую направленность как  систему педагогических умений, имеющих  целый ряд внутренних взаимосвязанных  компонентов: гностический, проективный, конструктивный, организационный и  коммуникативный.

Таким образом, рассмотрев основные теории относительно направленности личности, можно сделать вывод, что направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность направленности как важнейшего психологического свойства личности

 

Сегодня  вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах,           интересах занимает важное место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.

Как мы выяснили, направленность личности человека представляет собой  совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленность  личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания.

Во всех видах человеческой активности направленность проявляется  в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой  человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях и других характеристиках.

Для более полного  понимания направленности личности необходимо рассмотреть ее составляющие.

Мотивы человека придают смысл различным частым проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление «потока» жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека - направленность личности - через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств.

Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как  предмет  потребности,  и  отождествляется  с  потребностью.

Информация о работе Психологическое содержание понятия «направленность личности»