Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование направленности личности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
2. Сущность направленности как важнейшего психологического
свойства личности ………………………………………………………17
3. Исследование направленности личности ……………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………38
Приложение 1 ……………………………………………………………….41
Приложение 2 ………………………………………………………………46
Испытуемым выдается тестовый материал (Приложение1) и бланк для ответов (Приложение2).
После того, как испытуемые
ответили на все вопросы, бланки с
ответами собираются и анализируются.
При выявлении результатов
Ключ к ориентационной анкете
№ |
Я |
О |
Д |
№ |
Я |
О |
Д |
1 |
А |
В |
Б |
15 |
Б |
В |
А |
2 |
Б |
В |
А |
16 |
А |
В |
Б |
3 |
А |
В |
Б |
27 |
А |
В |
Б |
4 |
В |
Б |
А |
18 |
А |
Б |
В |
5 |
Б |
А |
А |
19 |
А |
Б |
В |
6 |
В |
А |
А |
20 |
В |
Б |
А |
7 |
В |
Б |
Б |
21 |
Б |
А |
В |
8 |
А |
Б |
Б |
22 |
Б |
А |
В |
9 |
В |
А |
А |
23 |
В |
А |
Б |
10 |
А |
В |
В |
24 |
Б |
В |
А |
11 |
Б |
А |
А |
25 |
А |
В |
Б |
12 |
Б |
А |
А |
26 |
В |
А |
Б |
13 |
В |
А |
А |
27 |
Б |
А |
В |
14 |
А |
Б |
Б |
Подсчитав ответы студентов на вопросы
анкеты, мы получили следующие результаты:
У 52 % испытуемых выявлена направленность на общение выше среднего, у 43 % - направленность на себя выше среднего и у 38 % - направленность на дело выше среднего. То есть, у большинства исследуемых студентов студентов преобладает направленность на общение.
Также мы выявили, что направленность на дело преобладает в основном в возрастной группе студентов 20-21 года. Направленность на дело у студентов выражается в стремлении к овладению новыми навыками и умениями.
Данная анкета, направленная на выяснение направленности личности может быть полезной, когда необходимо установить эффективность работы отдельных лиц, особенно на этапе завершения задачи. С помощью анкеты можно предсказать успешность в тех областях труда, которые требуют упорства или высокого технического уровня выполнения.
Заключение
Мы рассмотрели такое важное психологическое свойство личности человека как направленность.
По теме направленности в психологии личности существует несколько различных теорий. Большинство из них рассматривает личность как структуру, а направленность – как подструктуру личности. Также в большинстве теорий направленность занимает важное место в системе личностных характеристик. Л.И. Божович, к примеру, называет направленность системообразующим признаком структуры личности, ее «внутренней позицией».
Рассмотрев основные напраления теории личности, мы выяснили, что направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Для более полного понимания такого явления как направленность личности мы рассмотрели все ее характеристики в отдельности. Наиболее яркими выражениями направленности личности можно назвать потребности и мотивы человека, которые и побуждают его к деятельности. Как особый момент в тенденциях личности человека выделяется установка. Также мы рассмотрели, какое значение имеют интересы, убеждения, идеалы, влечения, склонности человека. Немаловажная роль в направленности личности принадлежит мировоззрению человека. Многие психологи особо выделяют систему устойчивых отношений как основное качество личности.
Направленность личности выражается в характере человека. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к вещам.
Но направленность – это все же совокупность всех рассмотренных характеристик.
Важным моментом является то, что направленность личности не врожденное качество, она формируется в онтогенезе человека.
Выделяют три основных вида направленности личности: направленность на себя, на взаимные действия и деловая направленность.
Выявлению основного вида направленности и была посвящена практическая часть нашей работы. Исследование проводилось в группе студентов в возрасте 18-21 года. Мы выяснили, что среди данной группы студентов преобладает направленность на взаимные действия, на общение. Деловая же направленность более выражена у студентов 20-21 года, то есть на старших курсах.
Таким образом, поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.
Список литературы
Приложение 1
Тестовый материал ориентационной анкеты
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол),
то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику
игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является
тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому
имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что
учащиеся с удовольствием углубляют свои
знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу,
при которой никто не боится высказать
свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше
других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда
для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся
ему несимпатичны, насмехается и подшучивает
над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим
делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые
ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные
способности
ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие
взаимодействовать с
людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного
времени, охотнее всего я использовал
бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне
симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение
от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете,
мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном
деле, связанным с учебой, работой, спортом
и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе,
в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный
подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес
к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения
изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного
дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной
работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех
делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем
нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель
должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал
бы книги:
А. О том, как заводить друзей и
поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных
людей;
В. О последних достижениях науки
и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке,
я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить
им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для
достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою
задачу;
В. Его не нужно было упрекать за
выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные
фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
Приложение 2
Бланк ответов
№ п/п |
больше всего |
меньше всего |
№ п/п |
больше всего |
меньше всего |
1 |
15 |
||||
2 |
16 |
||||
3 |
17 |
||||
4 |
18 |
||||
5 |
19 |
||||
6 |
20 |
||||
7 |
21 |
||||
8 |
22 |
||||
9 |
23 |
||||
10 |
24 |
||||
11 |
25 |
||||
12 |
26 |
||||
13 |
27 |
||||
14 |
1 Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – С. 35
2 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 47
3 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 47
4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 623
5 Там же, С. 631
6 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Наука, 1971. – С. 37
7 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. – С. 202
8 Платонов К.К. О системе психологии. – М., 1972. – С. 126-127
9 Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности//Методологические проблемы формирования и развития личности. – М, 1981. – С. 46
10 Додонов Б.И. О системе «личность»//Вопросы психологии. – 1985. - №5. – С. 40
11 Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. – 1993. - №1. – С. 21
12 Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.: Изд-во РУДН, 1987. – С. 147
13 Там же, С. 134
14 Сосновский Б.А. Мотив и смысл. – М.: Прометей,1993. – С. 20
15 Асмолов А.Г. О предмете психологии личности//Вопросы психологии. – 1983. - №3. – С. 122
Информация о работе Психологическое содержание понятия «направленность личности»