Психологическое содержание понятия «направленность личности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование направленности личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
2. Сущность направленности как важнейшего психологического
свойства личности ………………………………………………………17
3. Исследование направленности личности ……………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………38
Приложение 1 ……………………………………………………………….41
Приложение 2 ………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

refland.ru_29090.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии  вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное  состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

К особенностям направленности личности относится также система  устойчивых отношений. 

Понятие «отношения личности» было введено в отечественной психологии В. Н. Мясищевым, который определяет его как «симпатии и антипатии, интересы и потребности, оценки и идеалы»22. В. Н. Мясищев выдляет три уровня развития этих отношений: низший, средний и высший. На низшем уровне отношения характеризуются примитивностью, ситуативной обусловленностью; на среднем - преобладанием конкретно-личных проявлений, симпатий и антипатий, непосредственного утилитарного интереса и расчета; на высшем уровне - преобладанием идейных отношении - убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов.

Система отношений личности является основным ее качеством. Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

    • отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям;
    • отношение человека к самому себе - его самосознание. Самосознание имеет свою структуру - систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию;
    • отношение к труду и другим видам деятельности;
    • отношение к вещам как продуктам человеческого труда.

Наряду с вышеуказанным  подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие  свойства отношений личности:

1. Социальная значимость  отношений человека, уровень их  общественной ценности, который  определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие потребностей  личности, широта ее интересов  и осознание центральных стержневых  интересов, которые определяют целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости  отношений, определяющая последовательность  и настойчивость личности в  достижении цели — цельность  характера.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что направленность личности выражается и в характере человека.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1. к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2. к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта и т.п.); 3. к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость и т.п.); 4. в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности23.

Отдельные свойства характера  зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную  организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера  выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности, систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера  принято различать общие (глобальные) и частные. Общие свойства оказывают  свое воздействие на широкую сферу  поведенческих проявлений. Выделяют пять глобальных черт характера (А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норманн и другие):

    1. самоуверенность – неуверенность;
    2. согласие, дружелюбие – враждебность;
    3. сознательность – импульсивность;
    4. эмоциональная стабильность – тревожность;
    5. интеллектуальная гибкость – ригидность.

Среди частных свойств  характера, которые влияют на частные  же ситуации, выделяют следующие: общительность – замкнутость; доминантность (лидерство) подчиненность, оптимизм – уныние, совестливость – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм, самоконтроль – импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбивость – агрессивность, активность – пассивность и другие.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Существует множество классификаций типов характеров, на которых мы не будем останавливаться подробно. Среди прочих интерес представляет типология установок, обусловленных стилями жизни человека, разработанная А. Адлером.

Адлер отмечает, что постоянство  нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная формула стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь24

Типология установок  обусловлена стилем жизни в зависимости  от того, как решаются три главные  задачи, в зависимости от уровня социального интереса, степени активности человека. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный типы.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено, что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

    • больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;
    • делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;
    • пытаются навязать свою волю группе;
    • окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с направленностью  на взаимные действия:

    • избегают прямого решения проблемы;
    • уступают давлению группы;
    • не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить;
    • не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с деловой направленностью:

    • помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;
    • поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;
    • легко и доступно излагают свои мысли и соображения;
    • берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;
    • не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

         Таким образом, можно говорить  о том, что направленность личности – системообразующее качество личности. Именно направленность определяет психологический облик личности. В направленности выражаются цели человека, мотивы, его субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной  сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
     

 

 

 

 

 

 

    1. Исследование направленности личности

 

В нашем исследовании участвовала группа студентов университета, состоящая из 15 человек в возрасте от 18 до 21 года.

Для определения личностной направленности мы использовали ориентационную анкету, впервые опубликованную Б. Бассом в 1967 г.

Цель методики: выявления  вида направленности личности.

Анкета состоит из 27 пунктов - суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.  
      С помощью методики выявляются следующие направленности:  
      1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность,  тревожность,  интровертированность.  
      2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.  
      3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое  полезно  для  достижения  общей  цели.

Испытуемым перед исследованием  дается инструкция:

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта  ответов:  А,  Б,  В.  
      1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает  Вашему  мнению  и  более  всего  ценен  для  Вас.  
      Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше  всего».  
      2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».  
      3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде  не  записываются.  
      Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является  «правильным»  или  «лучшим»  для  Вас.  
      Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».

Информация о работе Психологическое содержание понятия «направленность личности»